Скульптурные техники и научно-технический прогресс
Глядя на старинные шедевры и современные скульптурные произведения, мало кто интересуется техникой их выполнения. Несмотря на разнообразие, все статуи, барельефы и другие объемные произведения изготовлены по трем технологиям – субтрактивной, аддитивной и комбинированной (смешанной). Чем они отличаются, и как научно-технический прогресс повлиял на работу скульптора?
Субтрактивная скульптура
Это скульптурная техника известна с доисторических времен — мастер берет инструмент и убирает часть материала. Именно о ней говорил Микеланджело в своем изречении про «скульптора, отсекающего все лишнее от куска мрамора». Поэтому субтрактивное создание скульптурных произведений иногда называют «технологией вычитания».
К субтрактивным методикам относится резьба по камню, дереву, моржовой, слоновой кости, бивню мамонта, драгоценным минералам, вырезание фигурок из мыла. Во всех случаях происходит удаление слоев или частей материала с помощью долота, резца, ножа и других инструментов. В этой технике творили Фидий, Микеланджело, Донателло, Канова. В ней же выполнены резные иконы, наличники, орнаментальные карнизы и другие элементы, украшающие дома.
Современные технологии упростили работу в субтрактивной технике и расширили ее возможности. Появились программируемые станки, позволяющие вырезать любые произведения с помощью инструмента. Авторам не надо тратить много времени на техническую часть работы, поэтому они могут уделить больше внимания разработке макета, доработке и цветовому оформлению готового произведения.
Фото: источник
Аддитивная скульптура
При изготовлении аддитивных (строительных) скульптур художник, наоборот, добавляет материалы. Классические примеры – лепка и моделирование, при которых мастер слой за слоем создает твое творение. Поэтому аддитивные методики называют «технологиями сложения».
К этой категории относится и литье в формы. Залитый в них расплавленный металл, гипс или смола, слой за слоем застывают и создают скульптуру. Хотя скульптор дорабатывает готовое произведение – убирает часть лишнего материала, все равно основной процесс формирования литых произведений – аддитивный.
Скульпторы, создающие произведения в такой технике, работают с разными материалами:
- Глиной – классическим аддиктивным материалом. Мастер лепит скульптуру, а потом для большей прочности и долговечности – обжигает. В этой технике работает известный скульптор Пол Дэй, произведения которого украшают набережные и вокзалы Европы. Работы автора поражают необычной перспективой – зрителю кажется, что он смотрит на барельефы с необычного ракурса – сверху, сбоку или даже видит отражение в больших солнцезащитных очках.
- Гипсом — традиционным материалом, известным с древних веков. Гипс широко используется для изготовления лепных украшений, скульптур, барельефов. С ним работали Роден, Дали и многие античные скульпторы.
- Полимерами – некоторые современные авторы предпочитают работать с пластмассами и композитами. Такие материалы выпускаются разных цветов, а изготовленные из них изделия не требуют обжига. Японский скульптор и дизайнер Донна Като, создавшая «Библию полимеров», использует в своих работах полимерные материалы и синтетическую глину.
- Бетоном – недорогим материалом, с которым удобно работать. Из него сделано большое количество парковых скульптур, например, композиция «Дети под дождем» русского автора Федора Каменского, установленная в предместье Неаполя.
Существуют технологии, позволяющие изготавливать аддитивные скульптуры из бронзы, стали, воска, и даже из монтажной пены. Эта техника применяется и в живописи — художник накладывает краску на холст для создания текстуры, глубины и объема. Он последовательно добавляет мазки или проводит лессировку для достижения желаемого эффекта.
Технологии 3D-печати произвели революцию в аддитивных технологиях. Теперь скульпторы могут печатать свои произведения на трехмерных принтерах. Уже сейчас эти устройства работают с разными типами полимеров, акрилом, бетоном, гидрогелем, бумагой и даже шоколадом. По мере развития технологий список расширится.
Фото: источник
В 2023 году была создана первая аддитивная скульптура, автор которой – искусственный интеллект. Произведение появилось, благодаря сотрудничеству компании The AI Framework, специализирующейся на искусственном интеллекте, и Sandvik – инжиниринговой фирмой, имеющей опыт в резке металлов. В статуе сочетаются стили пяти известных классических скульпторов – Микеланджело, Родена, Такамура Катаро, Огасты Сэвидж и Кете Кольвиц.
Это бесполая фигура, созданная из нержавеющей стали нескольких оттенков, в руках держит земной шар. Нижнюю половину статуи покрывает драпированный металлический лист. Питер Ског, директор шведского Музея техники и технологий, в котором установлено произведение, считает, что авторам удалось соединить классические методы и современные достижения. Возможно, это будет новым направлением искусства.
Комбинированная или смешанная техника
В этих скульптурных произведениях соединены разные материалы и техники. Современное искусство благосклонно относятся к таким миксам, поэтому скульпторы сочетают, казалось бы, несочетаемое – бумагу и воск, гипс и металл, стекло и дерево. Например, британский скульптор Лора Форд объединяет в своих работах ткань, пластик и резину, из которых получаются скульптуры животных, похожие на большие игрушки.
В смешанном стиле работает корейский мастер Кван Йонг Чан. Его скульптуры изготовлены из различных предметов, завернутых в бумагу, или просто треугольных бумажных элементов. Для работы он использует бухгалтерские отчеты, старые тетради и даже любовные письма, которые окрашивает чаем или пигментами. Получаются скульптуры, напоминающие огромное замысловатое оригами.
Скульпторы, работающие в комбинированной технике, тоже активно используют искусственный интеллект. Произведения моделируются на компьютере, и только потом мастер приступает к их изготовлению.
Вмешательство научно-технического прогресса в тонкую сферу искусства не всеми воспринимается благосклонно, но благодаря современным технологиям, каждый может поставить у себя дома недорогую гипсовую скульптуру или металлический предмет декора. А, значит, в жизни людей стало больше прекрасного.
вернуться к списку статей
Темы
- О гипсовой лепнине (280)
- Об архитектуре и дизайне (262)
- О дизайне интерьера (142)
- О ремонте (59)