Скульптуры великого Донателло
Донателло – один из наиболее известных флорентийских скульпторов, основоположник реалистического стиля в архитектуре в период раннего Возрождения. Великий мастер стал настоящим реформатором в скульптурном искусстве, воплотив сотни оригинальных творческих идей с учетом принципов «гражданского гуманизма».
Начало творческого пути
Родился скульптор во Флоренции в 1386 году в богатой семье. После первого рабочего опыта в ювелирной мастерской, Донателло понимает, что это дело ему не по нраву. Скульптор отправляется обучаться литейному делу, всего за четыре года став настоящим профессионалом в литейном искусстве. Наставником Флорентийского ваятеля стал Лоренцо Гиберти, который впоследствии поддерживал Донателло в течение всей жизни. Талант, любовь к искусству, неустанный труд и креативность мышления положили начало ошеломляющей карьере великого Донателло.
Творческий путь тогда юного и неизвестного скульптора начался с создания мраморной скульптуры Давида и горельефа, посвященного Благовещению. Историки датируют эти работы 1408 годом, который стал переломным для великого мастера. Это первые работы, которые принесли признание скульптору и сохранились до наших времен. Статуя Давида выполнена из цельного куска натурального мрамора в готическом стиле. В работах присутствует трагизм и надлом, фигуры запечатлены в позах, характерных для готической экспрессии. Однако характерной бестелесности здесь уже не наблюдается – одежды скульптурных героев четко следуют контурам тела.
С каждой последующей работой скульптор все больше оживляет черты реализма и особенности эпохи Ренессанса. Более 20 лет Донателло работал при королевском дворе, реализуя заказы городских учреждений, королевских персон, религиозных соборов. Так, для религиозного собора Орсанмикеле великий скульптор создал монументы Иоанна Евангелиста и святого Марка. Скульптурные изображения украсили фасад сооружения. В 1415-1417 годах Донателло занимался созданием скульптуры святого Георгия-Победоносца. Скульптурная композиция отчетливо демонстрирует увлеченность автора античными работами и мастерством римских ваятелей. Монумент святого Георгия впечатляет изящностью фигуры, пропорциональностью частей тела, гордой осанкой и отважным лицом героя. Психологическая линия скульптуры характеризуется внутренним спокойствием юноши, его осознанием торжественной победы над врагом, что демонстрирует уверенный взгляд и мужественные плечи.
Творческий рассвет
До 1432 года мастер активно работает над созданием разных статуй, памятников, барельефов для городских нужд. В этих работах еще видны черты готического стиля – статика, массивность убранства, нечеткие черты лица. Однако автор неустанно стремится оживить свои работы, изображать не мифы и легенды, а настоящих персонажей с определенными лицами, фигурами, четкими контурами и очертаниями, в обыкновенных позах и динамике.
Фото: источник
Очередным шедевральным ваянием автора стала гробница для священнослужителя Иоанна XXIII. Монумент выполнен в соавторстве с Микелоццо. Донателло создал фигуру усопшего Папы. Впоследствии, эта гробница выполняла роль образца того, как необходимо хоронить католических священников. С 1422 по 1432 год Донателло работает в технике бронзового литья. За этот период созданы десятки крупных и мелких статуй, статуэток, фигурок. Каждая из них отличалась оригинальностью замысла и непревзойденностью исполнения, однако настоящим произведением искусства стала статуя Давида (вторая в творчестве скульптора), отлитая из бронзы.
Изображенный юноша полностью обнажен, а его голову покрывает пастушья шляпа. Давид властно расположил правую ногу на голове Голиафа, взор юноши направлен на побежденного врага. Творение рассчитано на всесторонний осмотр, что стало настоящей революцией в скульптуре. Мужественный Давид стал флорентийским символом, олицетворяющим борьбу нации за свободу и мир. Параллельно автор работает над созданием серии барельефов и горельефов в новой технике изображения. Фигуры переднего плана теперь становятся более заметными, объемными, пластичными, а задний фон уходит в глубину горизонта.
Следующий период творчества Донателло – 1433-1443 года. В течение десятилетия мастер создает сотни работ, наиболее известными из которых становятся «Освобождение из котла с кипящим маслом», «Статуя евангелиста Иоанна», «Вознесение на небо». Барельефы наполнены глубинными переживаниями, динамикой сюжета, драматическими образами. В 1447 году появился новый шедевр мастера – бронзовая статуя Эразмо де Нарни. Венецианский герой, оседлавший гнедого коня, уверенно смотрит вперед и как будто бы мчится в бой. Скульптурная композиция расположена на одном из пересечений венецианских улочек. Оригинальность и сюжетную завершенность композиции подчеркивает своеобразная диагональ, которую образуют меч и жезл всадника.
Позднее творчество и уход ваятеля
Поздний период творчества (после 1450 года) характеризуется возвращением к готическим традициям. Последние работы отличаются безликостью персонажей, массивностью убранства, расплывчатыми контурами. Скульптуры наполнены трагизмом, драматизмом, надломом и скорбью. Последняя серия работ, к которой относится статуя Магдалены и композиция «Юдифь и Олоферн», выполнены в несвойственной для автора манере.
Фото: источник
Например, Магдалена предстает перед зрителем постаревшей, изнеможенной женщиной, которая ищет душевный покой и ведет аскетичный образ жизни. Героическая композиция «Юдифь и Олоферн» напротив, впечатляет пышностью убранства героев, четкостью контуров, выразительностью лиц статуй.
В последние годы жизни скульптор тяжело болел и практически не занимался творчеством. Единственной работой творца стали церковные кафедры для собора Сан Лоренцо, которые он так и не успел завершить. Автор выполнил лишь начальные образцы, которые были воплощены в жизнь его учениками и последователями. На закате жизни он остался бедным, одиноким и забытым поклонниками творцом. Донателло умер в 1466 году во Флоренции. Великий мастер оставил грандиозное культурное наследие, которое впечатляет ценителей искусства даже спустя пять веков.
вернуться к списку статей
Темы
- О гипсовой лепнине (277)
- Об архитектуре и дизайне (257)
- О дизайне интерьера (140)
- О ремонте (58)
Последние статьи
- Гипсовая лепнина и культурные различия разных стран: Индия
- Искусство света: эстетика гипсовой лепнины и ее влияние на освещенность
- Реставрация и консервация гипсовой лепнины: чем они различаются и когда могут быть полезны
- Как гипсовая лепнина влияет на акустику помещения
- Гипсовая лепнина для оформления окон: роскошь и элегантность