(495) 749-96-96
(903) 010-73-73
Заказать обратный звонок

Музей под открытым небом: невероятные скульптуры Флоренции

Флоренция

Флоренцию часто называют музеем под открытым небом, что вполне обоснованно. Чтобы насладиться шедеврами скульптуры гениальных мастеров, жителям и гостям Флоренции нет необходимости посещать музеи и галереи, достаточно выйти на улицы города. В центре города собрана огромная коллекция скульптуры легендарных итальянских скульпторов эпохи Возрождения.

Также на улицах города можно встретить древние скульптуры и статуи, найденные на раскопках различных городов Римской империи. Какие же из этих скульптур следует обязательно оценить во время посещения Флоренции?

«Давид» Микеланджело

Давид — шедевр скульптуры эпохи Возрождения, созданный Микеланджело в период между 1501 и 1504 годами. Это мраморная статуя высотой 5,17 метров, изображающая стоящего обнаженного мужчину. Статуя представляет библейского героя Давида, любимого персонажа в искусстве Флоренции.

Первоначально он был заказан как одна из скульптур серии пророков, которые должны были быть расположены вдоль линии крыши восточного конца Флорентийского собора. Вместо этого статуя была размещена на открытой площади, за пределами Палаццо Веккьо, у резиденции гражданского правительства во Флоренции.

Из-за характера представленного героя статуя вскоре стала символом защиты гражданских свобод, воплощенных в Республике Флоренция, независимом городе-государстве, которому угрожали со стороны более могущественных соперничающих государств и гегемонии семьи Медичи. Глаза Давида с предупреждающим взглядом направлены к Риму. Статуя была перенесена в Galleria dell’Accademia в 1873 году, а затем была заменена в оригинальном месте копией.

Давид – признанный шедевр великого скульптора Микеланджело, который признан отражением таланта и уникальной техники знаменитого мастера.

Флоренция, скульптура "Давид" Микеланджело
Фото: источник

Изнасилование женщин Сабины

В лоджии деи Ланци на площади Синьории во Флоренции расположено еще одно гениальное творение скульптурного искусства – статуя «Изнасилование женщин Сабины». Эта работа выполнена другим знаменитым итало-фламандским скульптором 16-го века  Джованни да Болонья (Джамболонья). Скульптура посвящена инциденту из римской мифологии, согласно которому римляне совершали массовое похищение молодых женщин из других регионов страны. Эта тема нередко освещалась скульпторами и художниками особенно во времена эпохи Возрождения.

Использование слова «изнасилование» в названии скульптуры спорно, поскольку современные ученые склонны интерпретировать этот термин как «похищение», не привязывая название статуи к сексуальному насилию. Сам же инцидент произошел  в ранней истории Рима, вскоре после его основания Ромулом и его последователями, среди которых большая часть были представителями мужского пола.

В поисках жен для создания семей римляне безуспешно пытались договориться с населением региона Сабина, желая жениться на их женщинах. Однако, опасаясь конкурентного общества, мужчины Сабины категорически запрещали своим дочерям выходить замуж за римлян, что спровоцировало нападение последних и похищение молодых женщин.

Скульптура «Изнасилование женщин Сабины» изображает двух мужчин и одну женщину, которую похититель держит на руках. Лицо женщины отображает страх и отчаяние, а римлянин, кажется, настроен агрессивно и решительно. Скульптура считается настоящим шедевром, благодаря реалистичности и объемной композиции, которая отражает динамику и эмоциональное состояние каждого из героев сцены.

Геркулес, победивший Какуса

Реалистичная белоснежная скульптура, изображающая мужественного Геркулеса и поверженного им огненного монстра Какуса, расположена справа от входа в Палаццо Веккьо на площади Синьории во Флоренции. Скульптура имеет впечатляющие масштабы, а ее высота составляет более 5 метров. Изначально она должна была быть выполнена великим мастером Микеланджело, однако работа над созданием Давида заняла все время и внимание скульптора, в результате чего Геркулес-победитель был доверен флорентийскому художнику Баччо Бандинелли.

Кроме того, скульптуры Давида и Геркулеса часто противопоставляют в политическом отношении, ведь Давид создавался как символ мощи и независимости Республики в противовес гнету царственного семейства Медичи. Мраморный Геркулес же, изображенный с поверженным Какусом, напротив, символизирует победу Медичи над республиканцами.

Скульптура изображает могучего идеально сложенного Геркулеса, который в одной руке удерживает массивную дубинку, а второй держит волосы поверженного Какуса, стоящего перед победителем на коленях. Лицо огненного монстра отображает боль и страдания побежденного. Согласно легенде, Геркулес убил огненного монстра Какуса в качестве своего десятого подвига за кражу крупного рогатого скота. Геркулес является символом физической силы и контрастно выделяется на фоне Давида, который символизирует в первую очередь силу духовную. Согласно сохранившимся свидетельствам, изначально Геркулес имел еще более устрашающий вид, а сцена подвига отличалась исключительной жестокостью. Однако представители семейства Медичи настояли на более мягкой интерпретации, чтобы избежать ассоциаций с  жестокостью, которой сопровождалось их восхождение к власти.

Флоренция, скульптура "Геркулес, победивший Какуса"
Фото: источник

Персей, победивший Горгону

Персей с головой Медузы — бронзовая скульптура, созданная Бенвенуто Челлини в период с 1545-1554 гг. Скульптура стоит на квадратной основе с бронзовыми рельефными панелями, изображающими историю Персея и Андромеды. Она расположена в Лоджии деи Ланци на площади Синьории во Флоренции. Работа была заказана мастеру герцогом Козимо Медичи и стала для Челлини самой значимой и знаменитой как для скульптора. На момент создания и установки скульптуры на площади Синьории уже были расположены знаменитые скульптуры Микеланджело, Бандинелли и Донателло.

Сюжетом для создания скульптуры послужил знаменитый миф о том, как могучий Персей обезглавил Медузу Горгону – злобное мифическое существо, способное одним взглядом превратить человека в камень. Персей изображен обнаженным, за исключением пояса и крылатых сандалий, торжествующий над поверженным телом Медузы, удерживая ее змеиную голову в поднятой руке. Тело Медузы реалистично извергает кровь из шеи. Бронзовая скульптура и голова Медузы обращены к грандиозным мраморным статуям Геркулеса, Давида, а затем и Нептуна. Многие жители и гости Флоренции считают, что Челлини вдохнул новую жизнь в площадь Синьории.

Фонтан Нептуна на площади Синьории

Фонтан Нептуна — это великолепный фонтан с грандиозной скульптурной композицией во Флоренции, расположенный на площади Синьории, напротив Палаццо Веккьо. Изготовленный из мрамора и бронзы, фонтан был введен в эксплуатацию в 1565 году и спроектирован Баччо Бандинелли. Основная часть работы была выполнена Бартоломео Амманнати с некоторыми элементами, созданными его учениками. Например, бронзовые морские лошади — это работа Джованни-да-Болонья, которого часто называют Джамбологна.

В 1559 году герцог Козимо Медичи организовал конкурс на дизайн фонтана в то время, когда строился первый акведук, который провел проточную воду в город. Проект предполагал, что статуя Нептуна станет основным декоративным элементом фонтана. По задумке автора Нептун должен был рассекать морскую гладь в колеснице, запряженной морскими лошадьми, символизирующими мощь Флоренции в Средиземном море. Первоначально скульптором был выбран Баччо Бандинелли, но он умер еще до начала работы над проектом. Скульптор Амманнати был нанят, чтобы взять на себя и завершить работу с помощниками и учениками. Говорят, что лицо Нептуна напоминает лицо самого заказчика — великого князя Козимо.

Флоренция, Фонтан Нептуна на площади Синьории
Фото: источник

4,2-метровая фигура Нептуна, выполненная из мрамора Апуана, была завершена в 1565 году во время свадьбы Франческо Медичи I. Флорентийцы не были впечатлены и называли статую «белый гигант». Работы над оформлением бассейна и другими элементами фонтана потребовали почти десять лет. Амманнати и его ученики добавили по периметру бассейна манер, лежащих бронзовых богов реки, смеющихся сатиров и мраморных морских лошадей, выходящих из воды. Пьедестал, на котором стоит статуя, находится в центре восьмиугольного фонтана. Он украшен мифическими фигурами Сциллы и Харибда.

За длительное время своего нахождения на главной площади Флоренции, фонтан Нептуна неоднократно подвергался нападениям вандалов. Например, в ночь на 4 августа 2005 года вандалы сломали Нептуну руку и существенно повредили трезубец. Также был украден один из сатиров, расположенных в бассейне, во время карнавала в 1830 году. В военные годы фонтан неоднократно подвергался бомбардировкам, что потребовало полноценной реставрации.

Скульптуры великих флорентийцев у галереи Уффици

Галерея Уффици – один из величайших музеев Италии, который собрал под своими сводами уникальные произведения художественного и скульптурного искусства. Изначально представители семейства Медичи планировали использовать здание галереи в качестве места размещения всех государственных учреждений Флоренции. Однако с 1575 года роскошное здание открыло свои двери для посетителей в качестве музея. В галерее Уффици выставляется личная коллекция произведений искусства богатейшего семейства Медичи. Среди коллекции представлены работы таких величайших мастеров, как Сандро Боттичелли, Микеланджело и других.

Даже не посещая галерею, можно оценить все великолепие флорентийской лепнины и скульптуры. Под арками музея расположены скульптуры великих флорентийцев и деятелей, проживающих во Флоренции значительный период своей жизни. Здесь на каменных пьедесталах расположились изваяния Леонардо, Макиавелли, Донателло, Микеланджело, Джотто, Лоренцо Медичи, Альберти и других знаменитых жителей и гостей города.

Скульптура Данте Алигьери

На площади перед церковью Санта-Кроче расположена одна из самых посещаемых скульптурных достопримечательностей Флоренции – памятник выдающемуся писателю, философу и политику Данте Алигьери, который вот уже семь веков остается самым знаменитым флорентийцем. Массивный памятник изображает Данте в решительной позе, облаченным в длинный плащ, в то время как лицо его выражает скорбь и страдание.

Одной рукой писатель удерживает свое одеяние, а во второй держит книгу. Скорее всего, скульптор предполагал, что в руках писателя его самое знаменитое произведение «Божественная комедия». Памятник был возведен в 1865 году, а его открытие было приурочено к 600-летию великого поэта.

Гримаса страдания и скорби неспроста застыла на лице великого философа. Скорее всего, решение изобразить Данте именно таким было продиктовано непростой судьбой поэта, который из-за своей политической деятельности в 1302 году был изгнан вместе со своей партией из Флоренции. С тех пор до самой смерти Данте Алигьери так и не смог ступить на родную землю, скрываясь от преследований и даже смертной казни, к которой он был приговорен во Флоренции. Интересно, что этот приговор был отменен городским советом Флоренции только в 2008 году, спустя более чем 7 веков.

Флоренция, Скульптура Данте Алигьери
Фото: источник

Сегодня сложно найти город, который может сравниться с Флоренцией по богатству скульптурного убранства улиц и площадей. Под открытым небом здесь представлены как шедевры легендарных скульпторов и художников, так и работы неизвестных мастеров, найденные во время раскопок древних итальянских городов. Посетить Флоренцию — значит побывать в самом богатом и роскошном музее под открытым небом.

источник обложки


вернуться к списку статей

Темы

Последние статьи

Студия лепного декора ГессоСтар
Лепнина из гипса от ГессоСтар по приемлемым ценам!
ул. Панфилова, д. 4, кор. 1
Москва
Московская область
125080
Россия
Phone: (495) 749-9696