(495) 749-96-96
(903) 010-73-73
Заказать обратный звонок

Скульптуры садов Дворца Шенбрунн: барочное наследие семейства Габсбургов

Скульптуры садов Дворца Шенбрунн: барочное наследие семейства Габсбургов

Великолепный дворец Шенбрунн в стиле барокко, расположенный в Вене в районе Хитцинг, был главной летней резиденцией правителей Габсбургов. Барочный дворец, состоящий из 1441 зала, считается одним из самых важных архитектурных, культурных и исторических памятников в стране. С середины 1950-х годов он стал главной туристической достопримечательностью Вены.

История дворца, богато украшенного гипсовой лепниной и скульптурой, насчитывает более 300 лет, отражая изменчивые вкусы, интересы и предпочтения сменяющих друг друга монархов Габсбургов. Однако в историю скульптурного искусства навсегда войдут уникальные скульптуры, расположенные в садах Шенбрунна и создающие неповторимый образ резиденции.

История роскошного дворца в стиле барокко

В 1569 году император Священной Римской империи Максимилиан II приобрел большую пойму реки Вены, где бывший владелец в 1548 году построил особняк под названием Каттербург. Император приказал огородить эту территорию и разводить там дичь (фазанов, уток, оленей, кабанов), чтобы она служила придворным охотничьим угодьем. Также по императорскому указу была отделена часть угодий для разведения экзотических птиц. В этот же период здесь были построены рыбные пруды.

Название Schönbrunn (Шенбрунн) переводится как «прекрасный источник». Оно произошло от артезианской скважины, питающей водоемы и сады, окружающие дворец.

В течение следующего столетия этот район использовался как охотничий и рекреационный комплекс. Элеонора Гонзага, которая любила охоту, провела в этих угодьях много времени и после смерти своего мужа Фердинанда II приняла решение построить здесь свою резиденцию. С 1638 по 1643 г. она достраивала особняк Каттербурга, а в 1642 г. в счете-фактуре появилось первое упоминание названия «Шенбрунн». Создание оранжереи Шенбрунна было начато еще во времена Элеоноры Гонзаге.

Дворец Шенбрунн в его нынешнем виде был построен и реконструирован в 1740–1750-е годы во времена правления императрицы Марии Терезии, которая получила поместье в качестве свадебного подарка. Франц I заказал косметический ремонт дворца в неоклассическом стиле, что определило его сегодняшнее декоративное оформление.

Франц Иосиф, император Австрии, правящий на протяжении самого продолжительного срока, родился в Шенбрунне и провел там большую часть своей жизни. Он умер в этом же дворце, в возрасте 86 лет, 21 ноября 1916 года. После падения Габсбургской монархии в ноябре 1918 года дворец стал собственностью основанной Австрийской Республики и был сохранен в качестве музея.

Скульптуры садов Дворца Шенбрунн
Фото: источник

После Второй мировой войны и во время Союзнической оккупации Австрии (1945—55) дворец Шенбрунн использовался для размещения штаб-квартиры небольшого британского военного гарнизона, расположенного в Вене. С момента восстановления Австрийской республики в 1955 году дворец снова стал музеем. Однако иногда резиденция по-прежнему используется для важных событий, таких как встреча президента США Джона Ф. Кеннеди и советского премьера Никиты Хрущева в 1961 году.

Скульптуры садов Шенбрунн

В 1996 году ЮНЕСКО включила дворец Шенбрунн в Список всемирного наследия вместе с его садами. В перечне объект описывается как замечательный барочный ансамбль и пример синтеза различных направлений искусства. Сады дворца Шенбрунн – великолепный пример сложного скульптурного оформления ландшафтного дизайна.

Садовое пространство между дворцом и фонтаном Нептуна, украшенное уникальными скульптурами в человеческий рост, называется Великим Партером. Французский сад, занимающий большую часть территории, был спроектирован Жаном Тре, учеником Андре Ле Нотра, в 1695 году. Среди прочего, сад украшен живым лабиринтом. Западная часть садового пространства оформлена в английском стиле.

Великолепные садовые скульптуры дворца Шенбрунн были созданы в период между 1773 и 1780 годами под руководством Иоганна Вильгельма Бейера — немецкого художника и дизайнера сада. Большой Партер сада Шенбрунн украшен с обеих сторон 32 скульптурами в натуральную величину, которые представляют мифологические божества и добродетели. Фонтан Нептуна у подножия холма Глориетты становится венцом Великого Партера. Другие скульптуры размещены по всему саду и дворцу, в том числе, украшая фонтаны и бассейны. Для оформления сада было нанято несколько знаменитых скульпторов, среди которых и Иоганн Баптист Хагенауэр.

Скульптуры садов Шенбрунн
Фото: источник

Описание скульптур садов Шенбрунн:

  • Артемисия II из Карии. Над созданием скульптуры работали Якоб Шлеттерер и Иоганн Баптист Хагенауэр. Статуя изображает женщину — Артемисию II Карийскую, умершую в 350 году до н. э. Она была сестрой и женой карийского правителя Мавсола. После смерти ее брата и мужа, в память о котором она построила Мавзолей в Галикарнасе, Артемисия правила еще 2 года, поддерживая олигархическую партию на острове Родос.
  • Каллиопа. Скульптура создана Вильгельмом Байером. Каллиопа была музой эпической поэзии и дочерью Зевса и Мнемосины. Именно она считается музой Гомера, вдохновившей его на создание эпических поэм «Одиссея и Илиада».
  • Брут и Лукреция. Статую создал Игнац Платцер. Брут был основателем Римской республики и стал одним из первых римских консулов в 509 году до н.э. после свержения правления этрусских царей в Риме. Брут изображен с прекрасной дворянкой Лукрецией на руках. Он придерживает ее безжизненное тело после того, как она покончила с собой. Согласно легенде, она была изнасилована Секстом, сыном этрусского короля, и, раскрыв это мужу, убила себя кинжалом. Инцидент привел к восстанию, которое и возглавил Брут. Эта история легла в основу поэмы Уильяма Шекспира «Изнасилование Лукреции».
  • Церера и Дионис. Автором скульптуры стал Иоахим Гюнтер. Церера была богиней земледелия, брака и смерти, символизирующей силы природы. В скульптурной композиции она представлена с Дионисом, богом урожая винограда, виноделия, вина и экстаза. Он был сыном Зевса и Семелы.
  • Побег Энея из Трои. Для создания этой сложной динамичной скульптуры был приглашен Филипп Якоб Прокоп. Эней был сыном принца Анхиза и богини Афродиты. Его отец был вторым двоюродным братом короля Приама из Трои. Эней упоминается в эпической поэме Гомера «Илиада», а в римской мифологии является легендарным основателем Древнего Рима. Он считается первым настоящим героем Рима. В скульптуре Эней показан убегающим из Трои.
  • Ангерона. Скульптура робкой и испуганной девушки была создана Иоганном Вильгельмом Бейером. Ангерона была богиней страдания и страха, которая могла, как навести эти напасти на людей, так и избавить их от этого. Согласно другим источникам, она была богиней молчания. Скульптура молодой девушки изображена в сложном многослойном одеянии.
  • Ясон с Золотым Руном. Скульптура выполнена также Иоганном Вильгельмом Байером. Ясон был героическим лидером аргонавтов, который возглавил их поиски золотого руна. Сын Эсона, законного царя Иолкоса, Ясон был женат на волшебнице Медее. Он и его супруга неоднократно появлялись в эпических поэмах разных авторов.
  • Аспасия. Еще одна работа Иоганна Вильгельма Бейера. Аспасия была милезской куртизанкой и любовницей афинского государственного деятеля Перикла. Она жила в Афинах большую часть своей жизни и, как считают эксперты, имела влияние на Перикла и афинскую политику. Она появляется в трудах Платона, Аристофана, Ксенофона и других авторов того времени. У Аспасии и Перикла был сын Перикл Младший, который стал генералом в афинских вооруженных силах и был казнен после битвы при Аргинусе. После смерти Перикла она стала куртизанкой Лизикла, еще одного афинского государственного деятеля и генерала, от которого она тоже родила сына.
  • Омфала. Автором скульптуры стал Иосиф Антон Вайнмюллер. Омфала была королевой Лидии в Малой Азии. Она была дочерью Иордана и женой Тмолуса. После того, как Тмолус был зверски убит быком, она продолжала править сама. Она покорила великого Геракла, который ради нее облачился в женские одежды. Это позволило ему тайно встречаться с Омфалой, которая родила ему нескольких детей.
  • Нимфа Флора. Очередная скульптурная работа Иоганна Вильгельма Бейера в садах Шенбрунна. Скульптура посвящена Флоре — богине цветов и весны. В соответствии с древнегреческой мифологией в ее честь каждый апрель проводились грандиозные торжества. Нимфы всегда изображались молодыми и красивыми девушками, символизирующими природные явления, такие как реки, деревья, горы. Флора не исключение – скульптура изображает девушку с цветами и кувшином на голове.
  • Менада. Менада была последовательницей Диониса, важной особой свиты бога. Согласно мифологии, во время праздничных обрядов все члены свиты погружались Дионисом в состояние экстатического безумия, за счет сочетания танца и опьянения вином. Во время этих обрядов Менада облачилась в оленьи шкуры и несла тирс, длинные палки, завернутые в листья плюща или виноградной лозы. Именно так изображена нимфа в скульптуре Иоганна Вильгельма Бейера.
  • Гигиея. Эту скульптуру создал приглашенный скульптор Иосиф Баптист Хагенауэр. У древних греков Гигиея была богиней здоровья и чистоты. Она была дочерью Асклепия, бога исцеления, и Эпионы, богини успокоения боли. Согласно преданиям у Гигиеи было пять сестер, самыми знаменитыми среди которых стали Панацея — богиня универсального лекарства, Ясо — богиня выздоровления, и Аглая — богиня красоты.
  • Аполлон. Статую Аполлона создал Иоганн Вильгельм Бейер. Аполлон был сыном Зевса и титаниды Лето, а также братом-близнецом целомудренной охотницы Артемиды. Как символ зрелой мужской красоты и нравственного совершенства, он был связан с греческой культурой и цивилизацией и считался идеальным образом красивого, спортивного, добродетельного и образованного молодого человека. Аполлон по-разному описывается авторами того времени — как бог света и солнца, истины и пророчества, исцеления и чумы, музыки и поэзии.
  • Парис. Для создания этой скульптуры в Вену был приглашен Файт Кенигер. Парис был сыном Приама, царя Трои, и его жены Гекубы. Он появляется в нескольких греческих легендах и в эпической поэме Вергилия Энеида. К юному Парису Зевс отправил трех величайших красавиц Олимпа — Геру, Афину и Афродиту, чтобы юноша рассудил, кто из них красивее. Богини предстали перед Парисом обнаженными, и он выбрал Афродиту, которая в дальнейшем стала его покровительницей на всю жизнь. В ходе Троянской войны Париса победил царь Менелай, но от верной смерти его спасла именно Афродита. Позже именно Парис, который был опытным лучником, смертельно ранил Ахилла в пяту своей стрелой.
  • Ганнибал. Иосиф Баптист Хагенауэр создал эту скульптуру в память о великом полководце. Ганнибал прославился как полководец во время Второй Пунической войны. Он был сыном Гамилькара Барки, генерала и государственного деятеля Карфагена, который взял его с собой в Испанию в 237 году до нашей эры и заставил поклясться в вечной ненависти к Риму. Став главнокомандующим, Ганнибал расширил территорию Катаге в Испании за счет союзников Рима. В 209 году до н.э. он смело вторгся в Италию и в течение шестнадцати лет вел кровавую войну против римлян, после чего был отозван в Африку для защиты Карфагена.

Скульптурная композиция садов Шенбрунна – одна из величайших в Европе и мире. Кроме того, туристов во дворец привлекает уникальное гипсовое оформление залов в стиле барокко.

источник обложки


вернуться к списку статей

Темы

Последние статьи

Студия лепного декора ГессоСтар
Лепнина из гипса от ГессоСтар по приемлемым ценам!
ул. Панфилова, д. 4, кор. 1
Москва
Московская область
125080
Россия
Phone: (495) 749-9696