(495) 749-96-96
(903) 010-73-73
Заказать обратный звонок

Скульптура как отражение эпохи: Вера Мухина и её время

Скульптура как отражение эпохи: Вера Мухина и её время

Вера Игнатьевна Мухина (1889–1953) — выдающийся советский скульптор. Она широко известна всему миру своими монументальными работами, которые стали символами советской эпохи.

Образование Веры и ее ранние работы

Вера Мухина родилась 1 июля 1889 года в семье инженера. С 1905 по 1910 год она училась в Петербургской академии художеств, где её наставником был знаменитый скульптор Антуан Бурдель. В ранних работах Мухиной заметно влияние её учителя, однако со временем она развила свой уникальный стиль, который сочетал в себе монументальность и эмоциональную выразительность.

Первым значительным успехом Мухиной стала скульптура «Крестьянка», созданная в 1927 году для выставки, посвященной десятилетию Октябрьской революции. Эта работа символизировала силу и стойкость русской женщины и получила первую премию на выставке, несмотря на противоречивые отзывы критиков. В этом произведении Мухина проявила свой «мухинский» стиль — обобщенные формы и лаконичность, что стало отличительной чертой её творчества

Знаковые работы Веры Мухиной

Вера Игнатьевна прожила очень продуктивную профессиональную жизнь и оставила богатое наследие, даже несмотря на то, что часть ее работы были запрещены или уничтожены. Самые известные:

  • «Крестьянка» (1927). Эта работа стала первой значимой скульптурой Мухиной и была создана для выставки, посвященной десятилетию Октябрьской революции. Скульптура изображает крестьянку с серпом, символизируя силу и уверенность русской женщины. Несмотря на критику за необычные пропорции, «Крестьянка» получила первую премию на выставке и была выставлена в Третьяковской галерее и Ватиканском музее.
  • «Рабочий и колхозница» (1937). Созданная для Всемирной выставки в Париже, эта 24-метровая скульптура олицетворяет единство рабочего класса и крестьянства. Фигуры мужчины и женщины, держащие серп и молот, символизируют стремление советского народа к будущему. Этот монумент стал эмблемой советского государства и сейчас находится у ВДНХ в Москве.
  • «Хлеб» (1939). Скульптура была создана для выставки «Пищевая индустрия» и изображает двух девушек, передающих друг другу охапку пшеницы. Эта работа отличается от других произведений Мухиной своей гармонией и грацией, подчеркивает важность труда. 
  • «Наука» (1950-1952). Эта скульптура, включающая фигуры женщины и мужчины с книгами и глобусом, установлена перед зданием Московского государственного университета. Работа символизирует достижения науки и образования в Советском Союзе. 
  • Памятники Максиму Горькому. Мухина создала несколько памятников этому писателю: один установлен у Белорусского вокзала в Москве, другой — в Нижнем Новгороде. Эти работы отражают её мастерство в создании портретных скульптур.

Премии и награды Веры Мухиной

Вера Игнатьевна, выдающийся советский скульптор, получила множество наград и премий за свои достижения в искусстве. 

  • Сталинская премия: Мухина была удостоена этой престижной награды пять раз. Первая степень: 1941 год — за скульптурную группу «Рабочий и колхозница» на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке; 1943 год — за скульптурные портреты полковников Б. А. Юсупова и И. Л. Хижняка; 1946 год — за скульптурный портрет академика А. Н. Крылова. Вторая степень: 1951 год — за скульптурную группу «Требуем мира!»; 1952 год — за памятник М. Горькому у Белорусского вокзала в Москве.
  • Звание Народного художника СССР в 1943 году.
  • Заслуженный деятель искусств РСФСР в 1942 году.
  • Орден Трудового Красного Знамени в 1938 году.
  • Орден «Знак Почёта» в 1945 году.
  • Медали: «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» и «В память 800-летия Москвы».
  • Болгарский орден «За гражданские заслуги».

Споры вокруг скульптур

Вера Мухина, как одна из ведущих фигур советского искусства, создала несколько скульптур, которые вызывали значительные споры и противоречия в обществе. 

Например, скульптура “Крестьянка” вызвала горячие споры из-за своих необычных пропорций: у крестьянки была маленькая голова и массивные ноги, что многие критики считали неестественным. Тем не менее, скульптура символизировала силу и стойкость русской женщины, и её мощный образ стал знаковым для советского искусства. Несмотря на критику, «Крестьянка» получила первую премию и была приобретена Третьяковской галереей. 

Фигуры скульптуры “Рабочий и колхозница” первоначально были обнаженными, но после вмешательства партийных проверяющих их «одели». Это изменение вызвало обсуждения о цензуре и художественной свободе. Кроме того, работа подвергалась критике за свою «плакатность» и упрощение человеческих форм, что некоторые искусствоведы считали недостатком. Тем не менее, «Рабочий и колхозница» была признана шедевром и олицетворяла единство рабочего класса и крестьянства.

Проект «Икар», который Мухина начала в конце 1930-х годов, также вызывал споры. Изначально работа была задумана как часть композиции «Пантеон лётчиков», но её реализация затянулась из-за войны. В конечном итоге фигура Икара была представлена на выставке в 1944 году, но вскоре была украдена. Этот инцидент стал предметом обсуждения о ценности и безопасности искусства. 

Эти работы Мухиной не только отражали её художественное видение, но и ставили важные вопросы о роли искусства в обществе и о том, как оно воспринимается в контексте политических реалий своего времени.

Запрещенные работы Мухиной

Помимо споров некоторые ее работы вызывали настолько сильный резонанс, что были запрещены:

  • Скульптуры для Москворецкого моста: Мухина работала над несколькими скульптурами для этого проекта в конце 1930-х годов, но многие из них были не завершены или уничтожены после её смерти. Например, только одна из задуманных композиций — скульптура «Хлеб» — была реализована.
  • Проект «Фонтан национальностей» (1932): Этот грандиозный проект остался нереализованным по различным причинам, включая политические и финансовые ограничения того времени. Его отмена также стала предметом обсуждения о том, как искусство могло быть ограничено в своих проявлениях.

Часть работ осталась на этапе эскизов и была потеряна. Например, Мухиной был заказан Памятник Н.И. Новикову (1918), но макет памятника, выполненный из глины, не был завершён. Он испортился из-за холодной температуры в мастерской, что привело к его уничтожению. Работа была признана неосуществимой, и памятник так и не был построен. Также в рамках «Ленинского плана монументальной пропаганды» Вера Игнатьевна создала множество эскизов для памятников, включая «Революцию» и «Освобождённый труд» (1919), а также памятники Якову Свердлову и Владимиру Загорскому. Однако большинство из этих проектов остались невостребованными и не были реализованы, что также можно рассматривать как своего рода «запрет» на их существование.

Проекты Веры Мухиной, реализованные после ее смерти

После смерти Веры Игнатьевны Мухиной в 1953 году было реализовано несколько её проектов, которые были созданы по её эскизам и замыслам: 

  • «Плодородие» и «Земля». Эти скульптуры были выполнены по эскизам Мухиной и установлены в парке Дружбы в Москве. «Плодородие» символизирует изобилие и труд, а «Земля» олицетворяет связь человека с природой. Оба произведения были созданы в 1957 году, после её смерти. 
  • Скульптуры для Москворецкого моста. Работы «Вода» (или «Море») и другие скульптуры, созданные для Москворецкого моста, также были реализованы после её смерти. Эти произведения отражают темы природы и труда, которые были центральными в творчестве Мухиной. Они были завершены в конце 1950-х годов.
  • Памятник П. И. Чайковскому. Этот памятник был установлен у Московской консерватории в 1954 году. Скульптура изображает великого композитора в момент творческого вдохновения. Она стала одной из самых известных работ, связанных с именем Мухиной, хотя была завершена другими мастерами. 

Важные темы и символы в скульптурах Веры Мухиной

В скульптурах Веры Мухиной прослеживаются несколько ключевых тем и символов, которые отражают ее художественное видение и идеологические установки времени. 

Основные темы:

  • Труд и его значение. Мухина акцентировала внимание на теме труда как основополагающего элемента жизни человека. В её работах труд представляется как источник силы и гордости. Например, в скульптуре «Рабочий и колхозница» (1937) трудящиеся олицетворяют единство рабочего класса и крестьянства, что символизирует стремление к построению нового общества.
  • Сила и стойкость человека. Вера Игнатьевна часто изображала фигуры, наполненные энергией и решимостью. Скульптура «Крестьянка» (1927) демонстрирует мощь и уверенность русской женщины, которая крепко стоит на земле, что символизирует её связь с природой и традициями.
  • Монументальность. Многие работы скульптора отличаются монументальным характером, что подчеркивает величие и значимость изображаемых фигур. Нередко фигуры запечатлены в движении, символизируя прогресс и развитие.

Символы в работах Мухиной:

  • Серп и молот. Эти символы труда и крестьянства часто встречаются в работах Мухиной. Они представляют собой идеалы социалистического общества и единства различных классов.
  • Природа. В скульптурах Мухиной природа играет важную роль. Она использует образы земли, плодородия и материнства, что особенно заметно в «Крестьянке», где фигура олицетворяет плодородие земли.
  • Динамика и движение. Скульптуры Веры Игнатьевны полны движения, что отражает динамичность жизни и стремление к прогрессу. Это видно в композициях, где фигуры выглядят так, будто они движутся вперед, что символизирует надежду на будущее.
  • Архаизация. Некоторые работы Мухиной содержат элементы архаизации, что может быть интерпретировано как стремление к корням и традициям русского народа. Это проявляется в стилистике её фигур, которые часто имеют массивные формы и упрощенные линии.

Талантливый человек талантлив во всем

Помимо скульптур, Вера Мухина занималась и другими видами творчества. Она была талантливым художником декоративно-прикладного искусства и создавала декоративные вышивки, которые представляла на выставках, включая Международную выставку в Париже в 1937 году. Эти вышивки были выполнены по народным мотивам и включали сложные геометрические орнаменты. 

Мухина также работала в области театрального дизайна, создавая эскизы декораций и костюмов для спектаклей Камерного театра в 1915-1916 годах. Одним из заметных примеров является костюм для спектакля «Покрывало Пьеретты», в котором Алиса Коонен выступала в многослойном платье, напоминающем лепестки цветка. 

Вера Игнатьевна работала над декорациями и костюмами для нескольких театральных спектаклей в Камерном театре А. Я. Таирова. Среди них были:

  • «Роза и Крест» Александра Блока
  • «Ужин шуток» Сэма Бенелли
  • «Наль и Дамаянти» по мотивам индийского эпоса
  • «Фамира-Кифаред» в постановке А. Я. Таирова

В 1944 году Вера Мухина оформила спектакль «Электра» Софокла в Театре имени Евгения Вахтангова.

Кроме того, Вера Игнатьевна занималась промышленным дизайном, разрабатывая эскизы этикеток, тканей и афиш в начале 1920-х годов. 

Вера Игнатьевна Мухина ушла из жизни 6 октября 1953 года в Москве, оставив значимый след в истории советского искусства. Её работы продолжают вдохновлять художников и зрителей по всему миру благодаря своей силе, монументальности и глубокому символизму.

источник обложки


вернуться к списку статей

Темы

Последние статьи

Лепнина из гипса от ГессоСтар по приемлемым ценам! Ближайшие станции метро: Панфиловская, Октябрьское Поле, Сокол. Студия находится около поселка художников, в районе Сокол г. Москвы
Адрес: улица Панфилова, 4к1,
Москва,
125080
Россия.
Тел: +7 (495) 749-96-96