Современные формы скульптуры
С 1950-х годов появилось много новых комбинированных форм искусства, которые не вписываются ни в одну из традиционных категорий. Две из наиболее важных — окружение и кинетика — достаточно тесно связаны со скульптурой, поэтому многие художники и критики рассматривают их как ответвления этого вида искусства.
Отличие традиционной скульптуры от кинетической
Традиционные рельефные и круглые скульптуры — это неподвижные объекты или изображения. Их неизменность — обязательное условие создания монументальных работ. Конечно же классическая скульптура может изображать действие. Но то, что называется движением, скажем, в барочной или греческой скульптуре, — это не фактическое физическое перемещение, а событие, которое либо непосредственно представлено в предмете (скачущие лошади), либо выражается через динамический характер его формы (спирали, волны, кривые).
Кинетическая скульптура предполагает реальное движение предметов или окружающего фона. И в последние годы использование фактического движения — кинетизма — стало важным аспектом скульптурирования. Пионеры кинетической скульптуры — Наум Габо, Марсель Дюшан, Ласло Мохоли-Надь и Александр Колдер.
В современном искусстве существуют типы скульптур, в которых компоненты перемещаются воздушными потоками, как в известных мобильных творениях Колдера. Также композиция может перемещаться по воде, по плоскости, по воздуху. Это достигается с помощью магнитов или различных электромеханических устройств. Также возможно движение скульптуры при участии самого зрителя.
Яркий пример кинетической скульптуры — работы Жан Тэнгли, созданные в 60-х годах прошлого века. Его посвящение Нью-Йорку — усовершенствованная концепция скульптуры как объекта и происходящего события.
Фото: источник
Особенности кинетических скульптур
Цель большинства кинетических скульпторов — сделать движение неотъемлемой частью дизайна скульптуры, а не просто показать движение внутри статического объекта.
Кинетические скульптуры могут постоянно изменяться, когда в работе задействованы жидкости или газы. И те и другие могут использоваться в качестве компонентов, создающих или подчеркивающих форму и размеры. Клубы дыма, поток воды, масла и других составляющих, движение масс пузырьков — все это служит средой для кинетической скульптуры.
С появлением новых технологий кинетика шагнула ещё дальше. Например, в сложных электронно-управляемых «пространственно-динамических» и «люмино-динамических» конструкциях Николая Шеффера, главную роль играет проекция изменяющихся паттернов света.
Экологическая скульптура
Экологический скульптор создает новые пространственные контексты, которые отличаются от всего, что принято традиционной скульптурой. Произведение больше не противостоит зрителю: оно окружает его так, что он движется в нем так, как если бы он был внутри сада или интерьера.
Наиболее распространенный тип экосреды — «комната», в которой стены имеют особую форму и поверхность, а для усиления эффектов применяется специальный свет и т.д.
Пример — работа Курта Швиттерса — инсталляция Мерцбау, уничтоженная в 1943 г. Это была первая из комнат, которые теперь называются «комнатами страха». Подобные инсталляции были созданы в работах Эдварда Кинхольца («Рокси», «Незаконная операция»), Джорджа Сигала, Яёи Кусамы, Лукаса Самараса.
Фото: источник
Экологическое искусство имеет много общего с коллажем, но отличается тенденцией к большей конкретности. Это достигается не путем создания более реалистичного представления, как это делает натуралистическое искусство, а путем включения большего количества реальных предметов в произведение. Например, с помощью слепков, полученных с реального человеческого тела, одежды, реальных световых эффектов и предметов мебели.
Для создания событий, художники используют пластиковые элементы, которые могут сочетаться с музыкой и видео- и звуковыми эффектами, танцами, театральными зрелищами.
В этом случае составляющими произведений искусства выступают реальные фигуры. И действия выполняются не на художественных материалах, а на реальных объектах и в реальной среде. Подобные идеи выходят далеко за рамки всего, что когда-либо ассоциировалось с термином скульптура.
Репрезентативная скульптура
Такой вид скульптуры очень популярен, так как позволяет воссоздать интересные события, не требуя для этого большой площади. Не будь репрезентации, представление, скажем, сцены сражения или кавалькады потребовало бы пространство, соответствующее масштабу, который занят в реале, что не всегда возможно.
При создании репрезентативной скульптуры проблем с пространством не возникает, поскольку глубинное рассмотрение масштаба и отношений элементов в некоторой степени является условным или теоретическим.
Фигуры могут быть представлены плавающими в пространстве. И могут быть расположены как вертикально, так и горизонтально. Таким образом, в целом, скульптура в круге касается отдельных фигур и ограниченных групп, в то время как рельефы имеют дело с более сложными «живописными» предметами, включающими группы людей, пейзаж и т.д.
Человеческая фигура
Основным предметом скульптуры всегда была человеческая фигура. Следующими по значимости в исторической работе являются животные и фантастические существа, основанные на человеческих и животных формах.
Пейзаж, растения, натюрморт и архитектура, служили главным образом аксессуарами для фигурной скульптуры, а не предметами, важными сами по себе. Исключение — декоративные элементы в архитектуре или работы, выполненные на ценных породах дерева. Пример таких работ — изделия британского резчика по дереву Гринлинг Гиббонса.
Подавляющее преобладание человеческой фигуры обусловлено:
- во-первых, ее огромной эмоциональной значимостью как объекта желания, любви, страха, уважения и, в случае антропоморфизма, поклонения;
- во-вторых, ее неиссякаемой тонкостью и разнообразием форм и выражений.
Обнаженная или почти обнаженная фигура играла заметную роль в египетской, индийской, греческой и африканской скульптуре, в то время как в средневековой европейской и древней китайской скульптуре фигура практически неизменно одета.
Фото: источник
Взаимодействие линейных и смоделированных форм свободных драпировок с солидными объемами человеческого тела представляло большой интерес для классических скульпторов, а затем стало одной из главных тем скульптуры эпохи Возрождения и пост-Возрождения.
Человеческая фигура продолжает играть центральную роль в современной скульптуре, несмотря на рост нефигуративного искусства. Но оптимистические, идеализированные или натуралистические образы человека, преобладающие в предыдущих эпохах, в значительной степени заменены изображениями отчаяния, ужаса, деформации и сатиры.
Религиозные образы и повествовательная скульптура
Изготовление религиозных изображений было одной из главных задач скульптора, и многие из величайших скульптур мира именно такие. Они включают в себя изображения Будды и индуистских богов, Христа, Богородицы, Христианских святых, греческих небожителей — Афины, Афродиты, Зевса, различных богов, духов и мифических существ Рима, древнего Ближнего Востока, доколумбовой Америки, Африки и островов Тихого океана.
Тесно связаны с религиозными образами все скульптуры, где изображены легенды, героические поступки и религиозные истории. Особенно богаты повествовательной скульптурой Буддийские, Индуистские и христианские традиции. А в храмовой скульптуре Индии и Юго-Восточной Азии, например, в Санчи, Амаравати, Боробудуре и Ангкоре изобиловали истории о воплощениях Будды и индуистских богов.
Скульптура, иллюстрирующая библейские истории, настолько многочисленна в средневековых церквях, что церкви стали называть «каменными Библиями».
В Ассирии и Риме была распространена скульптура, рассказывающая о героических деяниях царей и полководцев. Римляне использовали форму, известную как непрерывное повествование, наиболее известным примером которого является спиральная полоса рельефной скульптуры, окружающая Колонну Траяна и рассказывающая историю о Императоре. Эпизоды в повествовании не разделены на серию рамочных композиций, а связаны в непрерывную полосу рельефа.
Портретная скульптура
Портреты практиковались египтянами, но были сравнительно редки в древнем мире, пока греки и римляне не сделали портретную скульптуру одним из своих главных художественных достижений. Черты многих выдающихся людей известны современному человеку только благодаря работе римских скульпторов, выполненной на монетах и медалях, портретным бюстам и портретам в полный рост.
Портретная живопись была важным аспектом западной скульптуры от Ренессанса до наших дней. Одними из самых известных современных скульпторов портрета являются Роден, Чарльз Деспину, Марино Марини и Якоб Эпштейн.
Фото: источник
Сцены из повседневной жизни
Сцены из повседневной жизни были представлены в скульптуре в основном в малых масштабах в небольших работах. Скульптуры, наиболее близкие по духу к тихому достоинству великих жанровых картин 17-го и 18-го веков Иоганна Вермеера и Жана-Батиста-Симеона Шардена, возможно, являются некоторыми греческими надгробиями, представляющими момент, когда сидящая молодая женщина и ее служанка смотрят на ожерелье, которое они только что сняли с гроба.
В средневековых и египетских рельефах интимные сцены людей и их деятельности в повседневной сельской жизни часто изображаются как часть более крупных композиций.
Животные
Животные всегда были важной темой в скульптуре. Например, одни из лучших работ ассирийской скульптуры — изображения лошадей и львов.
Египетские скульпторы создали натуралистические изображения крупного рогатого скота, ослов, бегемотов, обезьян, птиц и рыб.
Древние китайские скульпторы делали великолепные скульптуры мелких животных из бронзы и керамики.
Животные были основным предметом скульптуры кочевых племен Евразии и Северной Европы, для которых они стали основой для сложных зооморфных фантазий. Изображение животных способствовало богатой традиции скульптуры в средневековом искусстве. Животные также послужили основой для полуабстрактной фантазии в культуре Майя, у североамериканских индейцев и т.д.
Лошадь всегда занимала важное место в западной скульптуре, но другие животные также фигурировали в работах знаменитых скульпторов Джамболонья (16-й век) и Антуан-Луи Барье (19-й век). Среди современных скульпторов, которые широко использовали животных или подобные животным формы в скульптуре — Бранкузи, Пикассо, Герхард Маркс, Жермен Рихье, Франсуа Помпон, Пино Паскали и Франсуа-Ксавье-Максим Лаланн.
Фото: источник
Фантастика
В своих попытках представить богов и мифических существ скульпторы изображали фантастические образы, основанные на метаморфозе животных и человеческих форм. Пример — Кентавр, Минотавр и боги древнего мира с головой животного — это простые комбинации.
Более яркие фантазии были у мексиканских скульпторов и скульпторов-майя, а также племенных скульпторов во многих частях мира. Фантастические существа изобилуют скульптурой, произведенной в Северной Европе в раннем средневековье и в Романском периоде. Игривая фантазия часто встречается в садовой скульптуре и фонтанах.
В период после Первой мировой войны фантазия была доминирующим элементом в изобразительной скульптуре. Среди ее многочисленных форм — изображения из снов, технологическая фантазия научной фантастики, эротические фантазии и целый ряд монстров и роботов. Большой вклад в этот аспект современной скульптуры внесли сюрреалисты.
Другие предметы
Архитектурные фоны в скульптуре варьируются от упрощенного балдахина (орнаментальные сооружения, напоминающие навесы, используемые, например, на алтарях) раннесредневековых рельефов до виртуозно-перспективных городских пейзажей в работах Гринлинга Гиббона. Архитектурные аксессуары, такие как плинтусы, антаблеты, пилястры, колонны и лепные украшения, сыграли заметную роль как в греческих и римских саркофагах, так и в средневековых алтарях и экранах, а также в гробницах эпохи Возрождения.
Вне области орнамента ботанические формы выполняли лишь незначительную роль. Деревья и стилизованные лотосы особенно распространены в Индийской скульптуре из-за их символического значения. Деревья также присутствуют во многих ренессансных рельефах и в некоторых средневековых рельефах.
Ландшафт, который был важной фоновой особенностью во многих ренессансных рельефах (особенно у Гиберти) и, как скульптурные скалы, появился в ряде Барочных фонтанов, вошедших в скульптуру по-новому, когда Генри Мур соединил формы пещер, скал, холмов и скал с человеческим обликом в виде ряда больших наклонных фигур.
В скульптуре нет ничего сравнимого с традиционным натюрмортом. Растительные объекты представлены, почти всегда как часть композиции фигуры. Однако несколько современных скульпторов, в частности Джакомо Манзо и Ольденбург, использовали предметы в качестве ключевых фигур именно натюрморт.
Нерепрезентативная скульптура
Существует два основных вида нерепрезентативной скульптуры. Один вид использует природа не как предмет, который должен быть представлен, как источник формальных идей. Для скульпторов, работающих таким образом, формы, которые наблюдаются в природе, служат отправной точкой для своего рода творческой игры, конечные продукты которой могут почти или совсем не иметь сходства ни с их первоначальным источником, ни с любым другим природным объектом.
Такой характер имеют многие персонажи Бранкузи, Раймона Дюшана-Виллона, Жака Липшица, Анри Лоренса, Умберто Боччони и других современных скульпторов-пионеров. Преобразование природных форм в точку, в которой они больше не распознаются, также распространено во многих стилях первобытного и декоративного искусства.
Другой основной вид нерепрезентативной скульптуры, часто известный как необъективная скульптура, является более полностью непредставительной формой, которая даже не имеет отправной точки в природе.
Она возникает в результате конструктивного манипулирования обобщенными абстрактными представлениями скульптора о пространственных отношениях, объеме, линии, цвете, текстуре и т. д. Подход необъективного скульптора уподоблен подходу композитора музыки, который аналогичным образом манипулирует нотами. Включение чисто изобретенных трехмерных артефактов скульптуры — это инновация 20-го века.
Некоторые необъективные скульпторы предпочитают формы, которые имеют сложную кривизну поверхности, типичную для живых организмов. Другим нравятся более правильные, простые геометрические формы.
Для необъективных скульпторов открыта вся сфера трехмерной формы, но они часто ограничивают себя узким диапазоном предпочтительных типов формы. Например, необъективная скульптура, характерная для 1950-х и 60-х годов, состояла из чрезвычайно резких, так называемых первичных форм. Это были крупные окрашенные конструкции, состоящие целиком из плоских или изогнутых поверхностей.
Среди первого поколения необъективных скульпторов стоит назвать Жана Арпа, Антуана Певснера, Наума Габо, Барбару Хепуорт, Макса Билли и Дэвида Смита. Последующие художники, которые работали таким образом, Роберт Моррис, Дональд Джадда и Филипп Кинг.
вернуться к списку статей
Темы
- О гипсовой лепнине (281)
- Об архитектуре и дизайне (267)
- О дизайне интерьера (145)
- О ремонте (61)