Сохранение и реставрация английского гипса в Великобритании
Изделия из гипса занимают особое значение в британском искусстве, поэтому теме производства и сохранения таких предметов уделяется большое внимание.
Особенности развития скульптуры и лепнины в Англии
Основным материалом для производства гипсовой скульптуры и лепнины в Великобритании является особая форма гипса — алебастр (гидратированный сульфат кальция). К сожалению, в настоящее время в этой стране алебастр в чистом виде больше не добывается, так как его месторождения имеют очень узкие границы, поэтому добыча экономически невыгодна
Что касается сохранности уже выполненных скульптур, то здесь есть тоже свои сложности. Слишком мягкий для наружного применения алебастр (такой состав применяется местными мастерами) безнадежно уязвим в качестве основы для многих элементов и слишком слаб для строительства. Он настолько мягкий, что его можно повредить обычным перочинным ножом, что делает его доступным объектом для вандалов уже более века. В то же время, легкость, с которой с ним можно работать, стала одной из причин его популярности для изготовления надгробных скульптур и других внутренних религиозных элементов, таких как триптихи и панели. Другая причина, конечно, эффектность готовых работ.
Английский гипс имеет уникальные качества, например, он выглядит “полупрозрачным”, что сближает его с мрамором. Цветовая гамма варьируется от кремово-белой к темно-медовому цвету. Часто основной колер состоит из десятков оттенков — от белых и розовых прожилок до красновато-коричневого цвета.
История английского гипса
Открытие крупных доступных гипсовых месторождений вокруг Ноттингема пришлось на конец 14-го века. Гипс пригодился как раз вовремя: после чумы началось строительство религиозных сооружений и памятников. Богатые люди, пережившие сложный период, начали активно украшать свои дома лепниной, чтобы продемонстрировать свой аристократизм. Большие средства вкладывались ими в обустройство и оформление церквей, так как по местным верованиям это гарантировало достойное место в будущей жизни.
Британский алебастр был идеальным материалом, способным достойно украсить любое помещение. Производство гипса из Ноттингема достигло таких масштабов, что обогнало даже гончарные мастерские. Такая картина наблюдалась вплоть до 18 века. Однако работы, выполненные в тот период, не имеют ничего общего с ширпотребом — английский гипс был прекрасен: к высокохудожественным изделиям можно отнести все — от небольших статуй Девы до крупных погребальных памятников и могил, экспортируемых из Ноттингема всему европейскому христианству, от Исландии до Испании.
В конце Средневековья и раннего Нового века из алебастра было выполнено много красивых изделий, но лучшие работы появились в викторианскую эпоху, когда алебастр претерпел новый виток возрождения, вновь войдя в моду. Гипсовая лепнина не ограничивалась только украшением церквей, ее с удовольствием привечали во дворцах и богатых поместья. Например, в так называемом «Мраморном зале» в Норфолке гипс был использован для создания впечатляющего, почти театрального эффекта.
Английский штукатурка приобрела более сложные черты в 16 веке, чему свидетельство — драматические внешняя отделка, заказанная Генрихом VIII в Nonsuch дворце (1538). Это эпоха гипсовых фризов в больших домах. Некоторые из наиболее богатых образцов гипсовой отделки были произведены в течение следующих 150 лет, например,так называемый, Древний Дом.
В последние десятилетия 19-го века, многие знаменитые архитекторы, такие, как Норман Шоу вновь заинтересовались гипсом, возродив интерес к гипсу у богатых людей того времени. Его начали активно применять для отделки зданий. Хотя, стоит отметить, что красивая, почти вечная гипсовая отделка процветала во многих районах страны независимо от моды.
Особенное отношение к гипсу
Восточная Англия традиционно считается родоначальником гипсового искусства в туманном Альбионе, также масса красивейших вещей была произведена в Кенте, Йорке, на западе страны. Много гипсовой отделки было в Лондоне до большого пожара, уничтожившего великолепные памятники в 1666 году. В настоящее время основными врагами гипсовой культуры являются пренебрежение защитой, перепланировка, пожары и плохой вкус.
В Англии приняты определенные правила взаимодействия, которые относятся к гипсу, данные изделия относятся к разряду культурного наследия, поэтому подлежат тщательной охране.
- во-первых, при реставрации и ремонте все, что применяется должно, по возможности, быть обратимым;
- во-вторых, цель реставрации — не возрождение предмета в его первоначальном виде, а стабилизации объекта в настоящее время.
Многие специалисты придерживаются такого мнения, что, например, пропавшие без вести голова и конечности скульптуры не должны быть заменены — если они были потеряны в результате нескольких сотен лет износа или даже разбиты вандалами.
Как восстанавливают гипс английские реставраторы-консерваторы
Весь ущерб от вандализма английские мастера стараются убирать с помощью несложных методов. Спрей-краска может, например, быть легко удалена с помощью ацетона или дихлорметана. Естественно, что перед такой процедурой проводятся тесты, позволяющие установить тип растворителя, и к работе допускаются только лучшие специалисты по работе с гипсом.
Перед началом работ в обязательном порядке составляется отчет о состоянии предмета и параметры процедур, которые необходимо будет выполнить. Если не все мероприятия могут быть проведены на месте, то разрешается весь объект или его части демонтировать и вывезти в студию с гарантией его сохранения. Бюджет для осуществления подобного рода работ обычно предполагает, что процесс демонтажа может также выявить другие проблемы, которые придется решать. Например, реставраторы из Тейлора Пирс как-то обнаружили гнездо пчел в могиле, с которой предстояло демонтировать памятник. Выселить или уничтожить пчел нельзя по закону, поэтому пришлось увеличить бюджет для цивилизованного поиска выхода из проблемы.
Надгробия — отдельная тема в гипсовой культуре. Их часто приходится реставрировать, что не всегда просто, так как гипс, из которого они изготовлены имеет разный состав. Некоторые памятники и скульптуры полностью состоят из этого материала, другие включают мрамор и песчаник, которые требуют различных процедур сохранения. Добавками к гипсу часто являются смесь песка и извести со связующими волокнами шерсти, моча, суглинок, сажа, жир, дорожная пыль, сыр, навоз, кровь и соль. Практически во всех случаях с помощью добавок достигалась цель — произвести вязкий, медленно отвердевающий материал. Если гипс сохнет очень быстро, то с ним трудно работать, практически невозможно создать сложный узор. Если раствор сохнет слишком медленно, то может попасть под заморозки, что ухудшает качество скульптуры и снижает ее твердость.
Традиционные смеси могут применяться в двух или трех слоях. Более поздние гипсовые смеси содержат цемент, иногда в достаточно больших пропорциях. Такие методы внедрялись с целью украшения, но давали большой риск образования трещин.
Основные проблемы, которые влияют на сохранность гипса — природные катаклизмы. Особенно часто повреждается алебастр весной из-за своей мягкости и чувствительности к сырости. Наиболее распространенная проблема — проникновением воды, из-за чего ржавеют металлические крепления. Кроме того, старая краска, при начальных процессах ржавления также разъедает железо, что может вызвать разлом скульптуры. “Лечение” гипса заключается в удалении всех чернометаллических и цветных креплений и замене их на новые из нержавеющей стали. Некоторые черные металлы был введены во время реставрации в 19-го веке, а крепежные элементы у многих памятников датируются 17-м веком. В то время альтернативой металлу были только овечьи кости.
Наверное, одной из самых больших проблем, стоящих перед реставратором, а вернее, консерватором гипса, — порча или отсутствие своевременных правильных мер восстановления, осуществляемых реставраторами ранее. В настоящее время даже ремонт эпоксидной смолой считается объектом для лечения гипса.
Современные методы позволяют сделать многое, чтобы исправить плохое восстановление или ремонт. Например, могут быть удалены заполнения швов, выполненные при старом ремонте штукатурки, с последующим заполнением более адекватными составами.
Восстановление памятников из гипса
Область, где алебастр нуждается в наибольшем внимании, и где результаты хорошо проделанной работы видеть особенно приятно — это открытые для всеобщего доступа памятники.
Что интересно, до начала 17-го века, гипсовые памятники, как правило, могли быть окрашены, поэтому английские мастера всегда проводят тщательное обследование для выявления следов краски полихромией. В итоге что слои краски могут быть проверены на устойчивость и к растворителям до очистки, любые шелушения в окрашенных областях, обнаруженные во время чистки покрываются специальными смолами смолами, защищающими историческую краску.
Гипс очищается с помощью мягкого растворителя. Тип и сила растворителей определяются путем испытаний на месте, чаще очистка проходит смесью, содержащей де-ионизированную воду и небольшое количество неионогенного моющего средства. Текущая уборка проводится с использованием ватных тампонов смоченных в растворителе. После очистки скульптуру или лепнину защищают специальным воском, такая процедура позволяет восстановить магию этого прекрасного материала.
вернуться к списку статей
Темы
- О гипсовой лепнине (277)
- Об архитектуре и дизайне (260)
- О дизайне интерьера (141)
- О ремонте (58)
Последние статьи
- Гипсовая лепнина в футуристическом дизайне
- Гипсовая лепнина в мечетях: искусство, традиции и символика
- Возможности использования гипсовой лепнины в тематических парках и развлекательных комплексах
- Гипсовая лепнина и культурные различия разных стран: Индия
- Искусство света: эстетика гипсовой лепнины и ее влияние на освещенность