(495) 749-96-96
(903) 010-73-73
Заказать обратный звонок

Трудный путь гипсового литья. Как менялись способы изготовления лепнины

Трудный путь гипсового литья. Как менялись способы изготовления лепнины

Сложно представить, насколько тяжелой была работа античного скульптора. Без точных измерительных приборов и света он изготавливал бессчетное количество форм для отливки гипсовых изделий, а потом дорабатывал каждую деталь вручную без электричества. Даже удивительно: как мастера создавали столь прекрасные произведения?

Потом в дело вмешался технический прогресс с химией и другими точными науками, и изготовление гипсовой лепнины стало менее трудоемким процессом. В распоряжении современного скульптора силиконовые формы, 3D-технологии, графические редакторы, электроинструменты. Но путь к таким достижениям был сложен и тернист.

Почему работники гипсовых мастерских очень долго не могли приобщиться к прогрессу

Изготовление лепнины – гораздо более сложный процесс, чем, например, печатание книг. Чтобы изготовить тираж, нужны только бумага, краска и достаточное количество шрифта. Поэтому уже в XV веке в Европе появились первые отпечатанные издания.

С производством гипсовой лепнины такое проделать не удалось – формы по старинке изготавливались из известняка или другого мягкого материала, в них заливали раствор гипса, и после его высыхания аккуратно разбирали форму и вынимали содержимое. Для облегчения процесса стенки формы смазывали специальными составами, а в стенках делали отверстия для выхода воздуха.

Но, к сожалению, редко все проходило гладко. Вынуть высохшее изделие из формы было очень непросто. Застывшая гипсовая смесь цеплялась за стенки мёртвой хваткой. Часто приходилось расколачивать формочки и делать их заново. Нередко портились и отливки. А ведь гипс не воск – переплавить его невозможно. Поэтому мастерская несла убытки.

 Можно было, конечно, отливать что-то более простое, но художественный вкус того времени требовал особого изящества от декоративных элементов. Фрезы, карнизы, картуши, панно изобиловали мелкими элементами, каждый из которых нужно было аккуратно отлить. Сделать сразу большой лепной элемент было невозможно, поскольку он мелкими внутренними частями намертво вцеплялся в выпуклости на форме.

Поэтому старые мастера придумали несколько техник работы, облегчающих изготовление изделий из гипса:

  • Делили каждый элемент на несколько мелких деталей, а потом соединяли их между собой. Это было затруднительно – даже небольшой лепной элемент состоял из 5-10 частей, требующих отливки и состыковки.
  • Упрощали рисунок, дорабатывая его вручную, – мастер вынимал готовое изделие и занимался художественной «резьбой по гипсу». Поэтому старинные барельефы и панно часто не совсем симметричны. Это не удивительно, поскольку они доработаны вручную.
  • Объединяли техники – отливали крупный фрагмент, присоединяли к нему более мелкие, и все это дорабатывали. Без света и электроинструментов это было сделать очень сложно.

Крупные изделия отливали в одноразовых формах, которые потом просто раскалывали. Сложно представить, сколько это занимало времени, да и повторить заказ было невозможно. Поэтому мастера создавали гипсотеки – собрание слепков, с которых делали копии. Например, такая гипсотека была у известного итальянского скульптора Антонио Кановы.

Как желатин помог скульпторам

Мастера понимали, что гибкие формы для отливки решат их проблемы, но, к сожалению, тогда не существовало материала, из которого её можно было изготовить. Желатин, пригодный для изготовления гипсовых форм, появился только в конце XIX века. Считается, что новую технику впервые применил в 1800 году Х. Винсент. Тогда этот материал назывался клеем и делался из копыт лошадей и крупного рогатого скота. Желатиновую форму можно было разгибать и вытаскивать из неё неповрежденные изделия.

Как менялись способы изготовления лепнины

Фото: источник

Но работа скульптора оставалась тяжёлой. Мастерам приходилось варить желатин в огромном котле, отливать из горячей смеси формы, а затем их обрабатывать воском, керосином и применять для усиления прочности ядовитый формальдегид. Поэтому ожоги и отравления вредными парами были обычным явлением.

 К сожалению, формочки, изготовленные с таким трудом, быстро лопались, трескались, и их приходилось переплавлять и изготавливать заново. Но уже это можно считать прогрессом. Скульпторы получили возможность быстро изготовить большое количество однотипных изделий, например чтобы сформировать из них большой гипсовый карниз. Раньше об этом приходилось только мечтать.

Его Величество силикон

С изобретением силикона работать стало еще легче. Силиконовые формы мягкие, но при этом долговечные и стойкие. Они не деформируются, не прилипают к изделиям и служат больше 20 лет. Поэтому гипсовые мастерские получили возможность создавать нечто вроде библиотеки из имеющихся силиконовых форм. Заказы изготавливались быстрее, и лепнина стала доступнее.

Даже с развитием цифровых технологий силикон не потерял своей привлекательности – многие мастерские успешно им пользуются. Даже эксклюзивные заказы создаются на основе силиконовых форм, отливаемых тут же, в мастерской. Широкое применение этого материала стало настоящим прорывом в изготовлении лепнины, превратив работу мастера из физической в творческую.

3D и другие методы

Цифровые технологии затронули и производство гипсовой лепнины. 3D-программы для моделирования дают возможность скопировать всё, что угодно. Поэтому сделать сотню Венер или тысячу Давидов не составляет труда. Такая ситуация не нравится ценителям высокого искусства, поскольку грозит превращением эксклюзива в поточное производство и переходом его в другую плоскость. Но мастера получили возможность изготавливать красивые технически сложные изделия за относительно короткое время.

Внедрение современных технологий позволяет практически каждому, вне зависимости от уровня доходов, обратиться в гипсовую мастерскую и заказать любое произведение на свой вкус, окружив себя красотой. А это так важно в нашем безумном мире, скупом на положительные эмоции.

источник обложки


вернуться к списку статей

Темы

Последние статьи

Лепнина из гипса от ГессоСтар по приемлемым ценам! Ближайшие станции метро: Панфиловская, Октябрьское Поле, Сокол. Студия находится около поселка художников, в районе Сокол г. Москвы
Адрес: улица Панфилова, 4к1,
Москва,
125080
Россия.
Тел: +7 (495) 749-96-96