(495) 749-96-96
(903) 010-73-73
Заказать обратный звонок

История о спящей красавице и о скульптуре в виде двух сложенных рук

История о спящей красавице и о скульптуре в виде двух сложенных рук

В Метрополитен-музее Нью-Йорка и Музее женщин в искусстве Вашингтона выставлены одинаковые скульптуры в виде двух сомкнутых рук — мужской и женской. Две бронзовые копии находятся в Гарвардском и Бейлорском университетах. Существует еще несколько реплик этого произведения, а может быть их даже больше.

За столь необычной скульптурой стоит романтическая история любви поэта к смертельно больной поэтессе. Чувство вернуло любимую к жизни, позволило ей стать матерью и прожить до 55 лет, что в ту пору считалось немало, особенно учитывая, что женщина была серьезно больна.

Смертельно больная девушка и влюбленный поэт

История началась с того, что в семье богатого английского плантатора, имевшего на Ямайке плантации и рабов, в 1806 году родилась девочка Элизабет. Она жила, мучаясь от тяжелого характера отца, который сильно психологически на неё давил. Страдала от его крутого нрава и мать девочки, которая умерла, оставив 12 детей. Больше всех от тирана-родителя пострадала Элизабет, у которой в 12 лет начались проблемы с позвоночником, вызванные туберкулезом и постоянным стрессом.

Девушка, страдавшая от смертельной болезни, вскоре потеряла любимого брата, который утонул, катаясь на лодке. В результате она решила стать затворницей и не выходила из дома. Но ей очень нравилось писать стихи. Вскоре Элизабет стала известной поэтессой, своеобразные произведения которой были довольно популярны. 

Одна из книг попала в книжной лавке к поэту Роберту Браунингу, который с первых строк, не видя девушку, понял, что это родственная душа, посланная ему Богом. Молодой поэт всячески старался познакомиться со своей «заочной возлюбленной», но ему долго не удавалось.

Постепенно Элизабет стала похожа на спящую красавицу. Она все дни проводила в наглухо закрытой комнате с заклеенными окнами и слоем пыли на полу, где из посторонних была только её собака Флеш. К ней практически никто не заходил, кроме отца. Так тянулись дни и годы. К тому времени поэтессе-затворнице исполнилось уже 30 лет. Браунинг был ее младше на шесть лет.

Но влюбленный поэт всё-таки смог переправить женщине письма, и между ними завязалась переписка. Поэтесса не раз ему говорила, что умирает, ее дни сочтены, но Браунинг не прекращал упорно идти к своей цели. И однажды он всё-таки попал в нужную комнату.

На постели он увидел хрупкую девушку под одеялом, с волной темных кудрей и большими нежными глазами. Роберт понимал, что она неизлечимо больна, но всё равно решил быть рядом. Отец не хотел давать согласие на брак, поскольку понимал, что жить дочери осталось недолго. Но, несмотря на риск, поэт выкрал свою возлюбленную, обвенчался с ней и увёз в Пизу (Италия).

А дальше произошло настоящее чудо. То ли любовь, то ли итальянский климат благотворно подействовали на Элизабет, и она начала поправляться. А затем у пары родился сын Видеман. Женщина буквально вернулась к жизни — она воспитывала сына, много гуляла, любила бывать на природе, писала поэтические произведения. Муж тоже продолжал заниматься литературой.

История появления скульптуры в виде двух сомкнутых рук 

Семейная пара вместе с сыном несколько раз переезжала из Англии во Францию и Италию, и в 1853 году в Риме они познакомились со скульптором-неоклассиком Харриет Хосмер. Эта женщина-скульптор не только лепила, но и разрабатывала новые технологии лепки, например, создала методику, делавшую гипс похожим на мрамор. 

Узнав об их истории любви, Харриет решила вылепить скульптуру, символизирующую крепость чувств и равноправие:

  • Скульптурная композиция состоит из двух сомкнутых правых рук, которые держат друг друга. Женская, с ярко выраженными венами и костяшками пальцев, прижимается к мужской, и три пальца сгибаются вокруг. Обе руки обрываются, как будто их предплечья отрезаны. 
  • Манжет рукава меньшей руки имеет зубчатую форму, а на большей он гладкий. На мужском запястье написано, что это руки Элизабет и Роберта Браунинг.
  • Рукопожатие равноправное. Этот символ зарождающегося в те годы стремления к гендерному равенству – равноправию мужчины и женщины в браке. Это был союз двух одинаково значимых людей искусства.

Искусствоведы даже заметили, что на женской руке есть признаки туберкулёза. Лепное изображение выполнено очень детально, поэтому на скульптуре заметны сосуды, морщины, поры, кутикулы возле ногтей и мелкие штрихи.

Произведение изготовлено, как слепок, поскольку супруги не пожелали тратить время, чтобы сидеть возле скульптора, который будет с них лепить. Изготовление гипсовых скульптур по такой технологии – довольно распространенная методика, известная еще с античных времен.

Автор сделала, вероятно, два гипсовых слепка, а потом были отлиты ещё и бронзовые реплики. Причем Хосмер долго не хотела делать произведения в бронзе, считая скульптуры из гипса более утонченными и лучше передающими черты рук.

Известно, что существует десять версий скульптуры Хосмер: оригинальная гипсовая, которую она изготовила в Риме в 1853 году, вторая версия из гипса без даты и восемь версий из бронзы, вероятно, отлитых до 1896 года. Возможно, есть еще реплики, о которых никто не знает.

О скульптурных сомкнутых руках упомянула писатель Натаниэль Хоторн в своем романе «Мраморный фавн». «Сложенные руки Браунинга и его жены Гарриет Хосмер символизируют индивидуальность и героический союз двух поэтических жизней». Сама автор посвятила ей стихи «Разделенные смертью», а Роберт, глядя на скульптуру, написал известную фразу «Твоя мягкая рука сама по себе женщина». Позже в честь Элизабет Браунинг назовут кратер на Венере.

Элизабет умерла 1861 году на руках у своего мужа от бронхита. Роберт так и не оправился от смерти жены. Он больше не женился, много путешествовал, писал и занимался сыном, в доме которого он и умер 1889 году. Однако потомкам на память осталась необычная гипсовая скульптура, символизирующая любовь и привязанность, которым не страшны никакие преграды.

источник обложки


вернуться к списку статей

Темы

Последние статьи

Лепнина из гипса от ГессоСтар по приемлемым ценам! Ближайшие станции метро: Панфиловская, Октябрьское Поле, Сокол. Студия находится около поселка художников, в районе Сокол г. Москвы
Адрес: улица Панфилова, 4к1,
Москва,
125080
Россия.
Тел: +7 (495) 749-96-96