Зачем римляне создавали статуи сомнительного содержания
Древние скульпторы нередко изображали в своих произведениях довольно неоднозначные сюжеты, как бы сейчас сказали, спорный контент. Зачем это было нужно в пору триумфа классических образов вроде Аполлона и Венеры?
Пьянство, блуд и жестокие сцены охоты
Представьте состояние археологов XVIII века, во время раскопок Помпеи, Геркулатума и других античных городов обнаруживших статуи и барельефы «сомнительного содержания»:
- Две скульптуры, изображающие жестокие сцены охоты, где детально показано, как охотничьи собаки раздирают в клочья пойманных оленей. Дикие животные кричат от страха, а гончие впивают в них зубы. Произведения были созданы примерно в 1-79 гг. н.э., но до сих пор смотреть на них, мягко говоря, жутковато.
- Статуи и барельефы пьяных людей. Как-то можно понять стремление создать скульптуру нетрезвого бога вина Бахуса, но зачем изображать Геракла навеселе, собирающегося справлять малую нужду?
- Шокировало археологов и скульптурное изображение сатира, проигравшего состязание Аполлону. Согласно легенде, за это с него содрали кожу и пригвоздили к столбу. Таким его и изобразил античный автор.
- Одна из скульптур, изображающая рогатого бога Пана, проделывающего с козой совершенно неприличные вещи, смутила короля Неаполя и Сицилии. Монарх, присутствовавший при раскопках в 1752 году, сморщился при виде этой сцены. Как указано в документах, сильнее всего его поразило, что Пан рукой держит козочку за бороду и смотрит ей в глаза. Поэтому произведение было приказано спрятать и показывать только по личному приказу правителя.
Все это непонятно современным людям с другим мировоззрением. А тогда на все это смотрели под другим углом.
Зачем скульпторы изображали кровавые сцены
Всему виной тогдашняя мода на динамичные и в какой-то мере кровожадные произведения. Сегодня многие украшают свои сады гномами, зайчиками, лисами и оленями, а тогда считалось красивым поставить возле дома нечто оригинальное, удивляющее гостей.
Гномики, грибочки и лисички были не в чести – ценилось нечто более яркое и динамичное. А в этом плане с охотой очень сложно поспорить. При всей жестокости сцена завораживает – трудно не проникнуться общей атмосферой сражения. Тем более понятия о добре и зле тогда были другими – вспомните гладиаторов, отправляемых римскими правителями на смерть в угоду толпе, и скармливание рабов голодным львам.
Поэтому скульптурное изображение сатира со снятой кожей, прибитого к дереву, никого не удивляло. Сохранилось несколько скульптур, изображающих эту сцену, в том числе горстка цветных копий, вырезанных из мрамора, с пурпурными прожилками, создающими ощущение кровавой плоти.
Распять кого-то на кресте или бросить в яму с хищниками считалось обычным делом, поэтому сцены насилия были просто бытовыми. В античности царили другие нравы, Древний Рим представлял собой любопытную смесь цивилизации и варварства.
Зачем римляне изображали непристойные вещи
Документалисты, занимавшиеся съемками фильмов о Древнем Риме, удивились, обнаружив на стенах древних зданий многочисленные таблички и фрески, изображавшие мужские органы, повёрнутые в разных направлениях. Предназначение этих украшений пояснили историки. Это оказались указатели, ведущие к древним домам терпимости. Бордели были распространенным явлением – в Помпеях с населением 12 000 человек их было целых 35. Поэтому, действительно, можно было заблудиться. А так, получается, одновременно своеобразная «стрелка» и реклама.
Фото: источник
Римляне далеко не были образцом скромности и добродетели. В античности процветало мужеложство, а фавориты нередко убивали своих покровителей. Возможно, и животные как-то участвовали в развлечениях. Поэтому рогатый бог Пан прекрасно вписывался в общую картину.
Патриции вели разгульный образ жизни и не скрывали этого, считая порок признаком богатства. Это не порицалось, особенно у правящей элиты. Так почему бы не изобразить бога, вышедшего из питейного заведения с набитым пузом, когда так поступали многие сильные мира сего?
В те годы не было деления на «хорошие» или «постыдные» органы – прикрывали только женскую наготу, и то – из суеверных побуждений. Во многих домах висели тинтиннабулумы – украшения в виде мужского достоинства с крыльями, львиными лапами и висящими колокольчиками. Некоторые учёные считают, что это своеобразный амулет, отгоняющий злые силы от хозяина. То есть это был обычный элемент интерьера.
Такие предметы находили в шикарных домах вместе с библиотеками, полными старинных свитков, что говорило о зажиточности, образованности и высоком статусе хозяина. Но не исключено, что он, отложив в сторону научные трактаты, хотел смотреть бои гладиаторов и, возможно, участвовал в мероприятиях, где лилось вино, а нетрезвые римляне предавались всевозможным плотским утехам.
Поэтому древние скульпторы и создавали такие шокирующие произведения. После посещения гладиаторских боёв и созерцания распятий такое считалось нормальным и никого не бросало в дрожь. Зато давало возможность мастерам лишний раз продемонстрировать свое ремесло. Несмотря на жестокость и непристойность, эти произведения по-своему прекрасны, поэтому и сейчас выставляются в лучших музеях, пользуясь неизменным успехом.
Скандальная статуя с козой, вызвавшая ужас и любопытство, сразу после ее обнаружения стала модным зрелищем для англичан, путешествующих по Европе в рамках Гранд-тура. Английский скульптор XVIII века Джозеф Ноллекенс создал терракотовую копию по памяти, но его пучеглазое животное получилось еще более испуганным, невольно подчеркнув в произведении именно порок. И сейчас скульптура выставляется в Британском музее, снабженная соответствующей предупредительной надписью. Около нее всегда стоят посетители, любующиеся в первую очередь изяществом работы мастера.
вернуться к списку статей
Темы
- О гипсовой лепнине (280)
- Об архитектуре и дизайне (262)
- О дизайне интерьера (142)
- О ремонте (59)