(495) 749-96-96
(903) 010-73-73
Заказать обратный звонок

Зачем римляне создавали статуи сомнительного содержания

Зачем римляне создавали статуи сомнительного содержания

Древние скульпторы нередко изображали в своих произведениях довольно неоднозначные сюжеты, как бы сейчас сказали, спорный контент. Зачем это было нужно в пору триумфа классических образов вроде Аполлона и Венеры? 

Пьянство, блуд и жестокие сцены охоты

Представьте состояние археологов XVIII века, во время раскопок Помпеи, Геркулатума и других античных городов обнаруживших статуи и барельефы «сомнительного содержания»:

  • Две скульптуры, изображающие жестокие сцены охоты, где детально показано, как охотничьи собаки раздирают в клочья пойманных оленей. Дикие животные кричат от страха, а гончие впивают в них зубы. Произведения были созданы примерно в 1-79 гг. н.э., но до сих пор смотреть на них, мягко говоря, жутковато.
  • Статуи и барельефы пьяных людей. Как-то можно понять стремление создать скульптуру нетрезвого бога вина Бахуса, но зачем изображать Геракла навеселе, собирающегося справлять малую нужду?
  • Шокировало археологов и скульптурное изображение сатира, проигравшего состязание Аполлону. Согласно легенде, за это с него содрали кожу и пригвоздили к столбу. Таким его и изобразил античный автор.
  • Одна из скульптур, изображающая рогатого бога Пана, проделывающего с козой совершенно неприличные вещи, смутила короля Неаполя и Сицилии. Монарх, присутствовавший при раскопках в 1752 году, сморщился при виде этой сцены. Как указано в документах, сильнее всего его поразило, что Пан рукой держит козочку за бороду и смотрит ей в глаза. Поэтому произведение было приказано спрятать и показывать только по личному приказу правителя.

Все это непонятно современным людям с другим мировоззрением. А тогда на все это смотрели под другим углом.

Зачем скульпторы изображали кровавые сцены

Всему виной тогдашняя мода на динамичные и в какой-то мере кровожадные произведения. Сегодня многие украшают свои сады гномами, зайчиками, лисами и оленями, а тогда считалось красивым поставить возле дома нечто оригинальное, удивляющее гостей.

Гномики, грибочки и лисички были не в чести – ценилось нечто более яркое и динамичное. А в этом плане с охотой очень сложно поспорить. При всей жестокости сцена завораживает – трудно не проникнуться общей атмосферой сражения. Тем более понятия о добре и зле тогда были другими – вспомните гладиаторов, отправляемых римскими правителями на смерть в угоду толпе, и скармливание рабов голодным львам.

Поэтому скульптурное изображение сатира со снятой кожей, прибитого к дереву, никого не удивляло. Сохранилось несколько скульптур, изображающих эту сцену, в том числе горстка цветных копий, вырезанных из мрамора, с пурпурными прожилками, создающими ощущение кровавой плоти.

Распять кого-то на кресте или бросить в яму с хищниками считалось обычным делом, поэтому сцены насилия были просто бытовыми. В античности царили другие нравы, Древний Рим представлял собой любопытную смесь цивилизации и варварства.

Зачем римляне изображали непристойные вещи

Документалисты, занимавшиеся съемками фильмов о Древнем Риме, удивились, обнаружив на стенах древних зданий многочисленные таблички и фрески, изображавшие мужские органы, повёрнутые в разных направлениях. Предназначение этих украшений пояснили историки. Это оказались указатели, ведущие к древним домам терпимости. Бордели были распространенным явлением – в Помпеях с населением 12 000 человек их было целых 35. Поэтому, действительно, можно было заблудиться. А так, получается, одновременно своеобразная «стрелка» и реклама.

Зачем римляне изображали непристойные вещи

Фото: источник

Римляне далеко не были образцом скромности и добродетели. В античности процветало мужеложство, а фавориты нередко убивали своих покровителей. Возможно, и животные как-то участвовали в развлечениях. Поэтому рогатый бог Пан прекрасно вписывался в общую картину.

Патриции вели разгульный образ жизни и не скрывали этого, считая порок признаком богатства. Это не порицалось, особенно у правящей элиты. Так почему бы не изобразить бога, вышедшего из питейного заведения с набитым пузом, когда так поступали многие сильные мира сего?

В те годы не было деления на «хорошие» или «постыдные» органы – прикрывали только женскую наготу, и то – из суеверных побуждений. Во многих домах висели тинтиннабулумы – украшения в виде мужского достоинства с крыльями, львиными лапами и висящими колокольчиками. Некоторые учёные считают, что это своеобразный амулет, отгоняющий злые силы от хозяина. То есть это был обычный элемент интерьера.

Такие предметы находили в шикарных домах вместе с библиотеками, полными старинных свитков, что говорило о зажиточности, образованности и высоком статусе хозяина. Но не исключено, что он, отложив в сторону научные трактаты, хотел смотреть бои гладиаторов и, возможно, участвовал в мероприятиях, где лилось вино, а нетрезвые римляне предавались всевозможным плотским утехам.

Поэтому древние скульпторы и создавали такие шокирующие произведения. После посещения гладиаторских боёв и созерцания распятий такое считалось нормальным и никого не бросало в дрожь. Зато давало возможность мастерам лишний раз продемонстрировать свое ремесло. Несмотря на жестокость и непристойность, эти произведения по-своему прекрасны, поэтому и сейчас выставляются в лучших музеях, пользуясь неизменным успехом.

Скандальная статуя с козой, вызвавшая ужас и любопытство, сразу после ее обнаружения стала модным зрелищем для англичан, путешествующих по Европе в рамках Гранд-тура. Английский скульптор XVIII века Джозеф Ноллекенс создал терракотовую копию по памяти, но его пучеглазое животное получилось еще более испуганным, невольно подчеркнув в произведении именно порок. И сейчас скульптура выставляется в Британском музее, снабженная соответствующей предупредительной надписью. Около нее всегда стоят посетители, любующиеся в первую очередь изяществом работы мастера.

источник обложки


вернуться к списку статей

Темы

Последние статьи

Лепнина из гипса от ГессоСтар по приемлемым ценам! Ближайшие станции метро: Панфиловская, Октябрьское Поле, Сокол. Студия находится около поселка художников, в районе Сокол г. Москвы
Адрес: улица Панфилова, 4к1,
Москва,
125080
Россия.
Тел: +7 (495) 749-96-96