Восхитительная лепнина охотничьего замка Ступиниджи
Охотничий замок в Ступиниджи — это одна из резиденций Королевского дома Савойи в северной Италии, включенная в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Построенный как королевский охотничий домик в начале 18-го века, замок расположен в 10 км к юго-западу от Турина. Уникальность резиденции заключается в ее роскошном внутреннем убранстве. Разнообразие гипсовой лепнины, украшающей стены, потолки, колонны и ниши сделало этот замок очень популярным среди туристов.
Краткая история резиденции
Дворец был спроектирован архитектором Филиппо Юварра в качестве охотничьего домика для короля Сардинии Виктора Амадея II. Работы над замком начались в 1729 году. Уже через два года строительство находилось на той стадии, которая позволяла проводить официальную королевскую охоту. Чтобы выполнить уникальный декор интерьеров, Юварра призвал команду талантливых декораторов, многие из которых были родом из Венеции.
Во времена Карло Эмануэле III и Виктора Амадея III здание и его знаменитый парк продолжали достраиваться и расширяться. Сначала работы проводились под руководством ассистента Юварра Джованни Томмазо Прунотто. Затем к строительству привлекались многочисленные архитекторы из Северной Италии, многие из которых были знамениты. В результате долгих лет работы здание имеет в общей сложности 137 комнат, 17 уникальных галерей, и занимает 31 050 квадратных метров.
Скульптура и лепнина в фасадном оформлении явно указывают на первоначальное назначение резиденции. Охотничий замок украшен бронзовым оленем, стоящим на вершине ступенчатой крыши центрального купола. Про охоту говорят также головы гончих, которые украшают вазы на линии крыши.
Проект здания включает центральный овальный зал и четыре угловых крыла. Восьмиугольный передний двор окружен длинными галереями. Благодаря своей масштабности и декоративной безупречности замок Ступиниджи часто использовался для проведения торжеств и династических свадеб членов Дома Савойи. Именно здесь, в 1773 году, Мария Тереза, принцесса Савойская, вышла замуж за Чарльза Филиппа — будущего короля Франции Карла X.
В настоящее время во Дворце Ступиниджи находится Музей искусств и мебели. Некоторые экспонаты были частью интерьера самой резиденции, остальные же привезены из других савойских особняков. Кроме того, в галереях замка периодически проводятся временные выставки современного искусства.
Фото: источник
Великолепный интерьер замка Ступиниджи
Центром архитектурной композиции выступает большой овальный зал, от которого подобно кресту отходят длинные галереи дворца. Скульптурная композиция оленя, установленная на куполе овального зала, выполнена Франческо Ладатте. Роскошные интерьеры замка богато украшены дорогими декоративными материалами – хрусталем, позолоченной гипсовой лепниной, зеркалами и натуральным камнем. Заслуживают внимания и фрески Витторио Амедео Чиньяроли.
Фото: источник
Входная группа
Войдя в замок, посетитель попадает в великолепную Портретную Галерею. Она была спроектирована и построена первым архитектором резиденции Филиппо Юварра. Сегодня здесь стоит оригинальная статуя оленя, созданная Франческо Ладатте в 1766 году, которая изначально возвышалась над куполом центрального зала. Скульптура была помещена в эту комнату в 1992 году, а на купол вместо нее была установлена современная бронзовая копия. Скульптура окружена резными деревянными барельефными портретами и объемной гипсовой лепниной.
Зеркальный Зал и Кабинет Полины Бонапарт
Это первый зал, оформленный в роскошном стиле рококо. Он украшен уникальной гипсовой лепниной и зеркалами от стен до потолка. Кабинет Полины Бонапарт был создан для того, чтобы обеспечить комфортное пребывание сестры Наполеона, после назначения ее мужа губернатором Пьемонта. Комната небольшого размера имеет красивую мраморную ванну, украшенную барельефами. На них изображены императорские знаки отличия с наполеоновским орлом.
Игорный зал
Это пространство было предназначено специально для организации досуга двора. Прямоугольный зал с закругленными углами и двумя большими нишами по бокам имел уникальный по своей сложности потолок. Созданием этого шедевра занимался Джованни Пьетро Поццо в 1765 году. Лепной потолок сочетает в себе экзотические восточные мотивы, гармонируя по стилю с декором стен.
В игорном зале была расположена великолепная мебель, созданная специально для монархической семьи. Игровой стол Людовика XV был увенчан драгоценной шахматной доской с инкрустацией из черного дерева и слоновой кости. Также в этой комнате установлен письменный стол с изысканными письменными принадлежностями из слоновой кости, инкрустированными в начале 18-го века. Заслуживают внимания также предметы шинуазри (китайское искусство) и фарфоровые изделия. Эти предметы интерьера делают его по-настоящему экзотическим.
Фото: источник
Центральный зал
Центральный овальный зал – декоративное сердце резиденции. Комната имеет сводчатый потолок, который эксперты считают настоящим шедевром лепного и художественного искусства. Король поручил братьям Болоньезе Джузеппе и Доменико Валериани создание большой фрески на своде с изображением Триумфа Дианы — богини охоты. На фреске Диана появляется между облаками над небесной колесницей с видом на лес. Ее окружают цветы и изображения прекрасных нимф.
На вершине четырех колонн, поддерживающих купол зала, расположены гипсовые выпуклые медальоны, также изображающие сцены охоты богини Дианы. Медальоны выполнены в белом цвете и не покрыты краской или позолотой. Их создание было поручено мастерам, которые работали над потолочной фреской, чтобы добиться единой декоративной картины зала.
Первый проект Филиппо Ювара предусматривал создание больших скульптурных групп собак и оленей, которые должны были устанавливаться в оконных проемах овального зала. Однако от этой идеи было решено отказаться, чтобы не утратить прекрасный вид на двор и сад резиденции. Новый проект был поручен Джузеппе Марокко, который представил тридцать шесть выпуклых аппликаций с оленьими головами. Они были размещены на стенах зала.
Отдельного внимания заслуживает скульптурная группа зала, состоящая из четырех мраморных статуй. Они были созданы в 1773 году Джованни Баттистой Бернеро и установлены возле каждого входа в овальный зал. Скульптуры посвящены божествам, связанным с охотой и земледелием. Статуи изображают таких персонажей древней мифологии:
- Церера – древнейшая богиня земледелия и плодородия земли;
- Помона — римская богиня древесных плодов и изобилия;
- Наяд – дочь Зевса, предстающая в виде нимфы, покровительницы водных источников — рек, ручьев и озер;
- Напеа – покорительница морей.
Богатое насыщенное убранство овального зала вызвало не только восхищение, но и критику среди современников архитектора. Например, знаменитый французский гравер Шарль Николя Кочин критиковал изобилие украшений и чрезмерную эксцентричность. Такого же мнения придерживался и Джозеф Джером Лаланд, который писал, что Ювара был настолько увлечен дизайном центрального зала, что забыл оформить все остальные помещения замка. Выдающийся французский астроном описал резиденцию, как слишком роскошную для загородного дворца, и слишком странную для городского особняка.
Великолепие гипсовой лепнины овального зала охотничьего замка в Ступиниджи – культурное и архитектурное достояние Италии и всей Европы.
вернуться к списку статей
Темы
- О гипсовой лепнине (277)
- Об архитектуре и дизайне (260)
- О дизайне интерьера (141)
- О ремонте (58)
Последние статьи
- Гипсовая лепнина в футуристическом дизайне
- Гипсовая лепнина в мечетях: искусство, традиции и символика
- Возможности использования гипсовой лепнины в тематических парках и развлекательных комплексах
- Гипсовая лепнина и культурные различия разных стран: Индия
- Искусство света: эстетика гипсовой лепнины и ее влияние на освещенность