Когда не было магнитов на холодильник: сувениры Кановы
Антонио Канова (1757-1822) был международной знаменитостью, настолько известной, что в начале XIX века его мастерская была одним из самых популярных туристических направлений в Риме.
Сохранилась акварель Франческо Кьяроттини с изображенным на ней рабочим местом скульптора, полным эскизов. На картине видны свисающие с потолка рамки и инструменты, используемые для переноса точек с оригинала на гипсовые копии. Таким способом изготавливали сувениры для туристов во времена, когда еще продавали магниты на холодильники.
Купидоны на продажу
Особым спросом пользовались копии известных произведений скульптора – Купидона и Психеи, Дедала и Икара, надгробного памятника Марии Кристине Австрийской. Можно было приобрести реплику скульптуры сестры Наполеона Камилло Боргезе, где она изображена в роли Венеры Винчитриче и мини-статую Наполеона, изображенного в виде бога войны. На картинах, написанных Гамильтоном Хью Дугласом и Доменико Конти, скульптор изображен изготавливающим копии для богатых заказчиков, приехавших в Италию. На одной из них рядом с Кановой присутствует английский художник Генри Трешам, перепродававший копии английским ценителям искусства.
Канова трудился не один – у него были работники, занимавшиеся изготовлением реплик. На одной из картин он принимает такую работу, а на полке стоят готовые статуэтки, барельефы и другие работы, приготовленные для продажи.
Три мастерские
Бизнес процветал, и вскоре у Кановы было три мастерских, где делали скульптуры:
- Одна студия располагалась во дворце Венеции. Сюда любили приходить богатые итальянские и иностранные клиенты.
- В другой, расположенной на Виа делле Колоннетте, недалеко от Пьяцца дель Пополо, мастер хранил свою коллекцию картин и библиотеку. Посетивший это место Стендаль назвал мастерскую Кановы уникальным местом на земле.
- Была и третья мастерская, которую Канова оставил в 1818 году своему самому доверенному ученику Адамо Тадолини, занимающемуся воспроизведением копий скульптур мастера. Сегодня в комнатах, где работали четыре поколения художников, находится ресторан «Atelier Canova Tadolini». В этом атмосферном месте можно посидеть среди гипсовых статуй и барельефов.
Фото: источник
Почему мастер не возражал против «скульптурного пиратства»
Тем временем вокруг успеха Кановы родился процветающий рынок сувениров. Миниатюры мастера предназначались для путешественников, которые хотели увезти с собой что-то, но не могли позволить себе дорогие скульптуры.
Копии произведений изготавливали не только в трех мастерских, принадлежащих Канове. Их делали местные мастера, никак не связанные со скульптором, а просто желавшие заработать. Выпускались целые альбомы, куда были вложены барельефы с изображением произведений Кановы и списком, где они все были перечислены.
Джованни Либеротти изготавливал большие штабелируемые наборы барельефов, с изображением итальянских красот – в него входили изображения статуй музеев Ватикана и Неаполя, и конечно, миниатюрные копии работ Кановы.
Были популярны миниатюры львов, которые Канова изваял для основания надгробного памятника Клименту XIII в Сан-Пьетро. Сохранились копии из гипса, бронзы и мрамора Джалло Антико, датированные концом 18 века.
Пользовались успехом у гостей города подвески из халцедона с изображением работ Кановы. Бенедетто Пиструччи (1783–1855), Гравер по драгоценным камням, изготавливал бюджетные украшения из сланца и желтого воска, украшенные изображением работ Кановы. Можно было купить целый набор такой бижутерии на память о путешествии.
По мотивам работ Кановы изготовились и гравюры. Работы Микеле Фаноли (1807-1876) 1840-х годов изображали всемирно известные статуи, установленные в воображаемом музее. Более традиционны гравюры Рафаэлло Моргена 1787 и 1790 годов, на которых воспроизведены Тесей, Минотавр и гробница Климента XIII. Эти произведения способствовали популяризации работ Кановы при его жизни и созданию его славы.
Поэтому путешественники, могли купить на выбор множество кановских сувениров, чтобы забрать их домой. К их услугам были гипсовые миниатюрные барельефы, подвески, мраморные модели, бронзовые статуэтки и всевозможные гравюры.
Канова не возражал против такого «пиратства». Наоборот, он был доволен, что местные мастера популяризируют его произведения. Слава разлеталась по всем странам, скульптор получал новых клиентов, желавших иметь авторскую копию выбранного произведения, и все три его мастерские были обеспечены заказами. Процветали и посредники, продающие копии по всей Европе с хорошей наценкой.
Изготовление копий и миниатюр не прекратилось даже после смерти Кановы. Мастерство переняли скульпторы, даже не знавшие мэтра, но сумевшие передать красоту его произведений. Художник был настолько легендарен, что остался символом подлинного искусства. И сейчас в лавках Рима на память о пребывании в Вечном городе можно купить сувениры Кановы на любой вкус и кошелек.
вернуться к списку статей
Темы
- О гипсовой лепнине (277)
- Об архитектуре и дизайне (260)
- О дизайне интерьера (141)
- О ремонте (58)
Последние статьи
- Гипсовая лепнина в футуристическом дизайне
- Гипсовая лепнина в мечетях: искусство, традиции и символика
- Возможности использования гипсовой лепнины в тематических парках и развлекательных комплексах
- Гипсовая лепнина и культурные различия разных стран: Индия
- Искусство света: эстетика гипсовой лепнины и ее влияние на освещенность