(495) 749-96-96
(903) 010-73-73
Заказать обратный звонок

Сочетание святости и сексуальности в скульптурах Бернини

Сочетание святости и сексуальности в скульптурах Бернини

Джованни (Джан) Лоренцо Бернини — знаменитый итальянский скульптор, который считается родоначальником эпохи барокко в искусстве. Свою яркую творческую жизнь мастер прожил под девизом – «Искусство никогда не ошибается! Ошибочными могут быть только наши суждения о нем». Несмотря на то, что работа талантливого художника финансировалась папством, он интерпретировал религиозную тематику очень смело. Гипсовые прототипы и мраморные скульптуры Бернини передают страстные эмоции и плотские побуждения, что придает телам пугающую реалистичность.

Талант оживлять камень

Джованни Бернини родился в многодетной семье скульптора. С самого детства мальчик пробовал себя в искусстве – много рисовал и помогал отцу работать над его творениями. Уже в 17 лет будущему гению удалось создать скульптуру из мрамора «Коза Амалфея с младенцем Зевсом и сатиром». Интересно, что юноша долго не признавался в своем авторстве и работу приняли за древнюю античную находку.

С юных лет Бернини проводил большую часть своего времени в мастерской, оттачивая свой талант. Его приверженность дисциплине была пылкой, почти навязчивой. Он приравнивал процесс создания искусства к влюбленности и направлял эту страсть в создание своих работ. Павел V, восхищенный трудолюбием и способностями молодого человека, заказал ему свой бюст. После этого Бернини стал любимым скульптором семейства Боргезе.

Первые лица католической церкви также часто обращались к мастеру, заказывая ему создание работ на религиозную тему. Бернини создавал скульптуры могущественных богов и мучеников в гипсе и мраморе. До него это делали многие великие скульпторы, работающие в классическом стиле, такие как Микеланджело. Но только Бернини наделял всемогущих персонажей своих работ сугубо человеческими качествами. Его личный почерк просматривается в страсти, эмоциях, сексуальности и трехмерности скульптурных творений. Мастер не лишал эротических нот даже религиозные скульптуры.

Коллега и первый биограф Бернини Филиппо Бальдинуччи, любил вспоминать, что мастер представлял свои работы в качестве возлюбленных. Людям, которые критиковали его творения, он давал жесткий отпор, защищая свое особенное видение.

Скульптура «Экстаз святой Терезы»

Самый поразительный и легендарный пример сочетания сексуального и священного Бернини реализовал в «Экстазе Святой Терезы». Эта скульптура стала частью алтарной группы маленькой темной римской церкви Санта-Мария-делла-Виттория. Работа над творением велась на протяжении долгих семи лет, но результат превзошел все ожидания.

В работе запечатлен драматический момент, когда католическую святую Терезу посещает ангел, готовый пронзить ее чрево золотой стрелой. В предыдущих художественных представлениях этой сцены тело Терезы изображалось безжизненным, а выражение лица — каменным. Но Бернини пошел другим путем. Его Тереза ​​изгибается, а глаза ее закатываются, выражая эротическое удовольствие. Ангел улыбается и мягко поднимает угол одежды святой. Сам автор описывал ощущения монахини, как «сладостную муку любви к Богу».

Скульптура «Экстаз святой Терезы» Бернини
Фото: источник

Нетрудно понять сексуальные коннотации проникающей стрелы ангела. Скульптура была заказана католическим кардиналом Федерико Корнаро, однако представители церкви по-разному отреагировали на работу. Среди верующих людей творение вызывало критику за чувственное изображение религиозных героев. Но к тому времени, когда «Экстаз святой Терезы» был представлен общественности (в 1652 году), Бернини было за пятьдесят, и он уже получил широкое мировое признание. Это повлияло на окончательное решение об установке скульптурной композиции в церкви.

Скульптура «Аполлон и Дафна»

В середине двадцатых годов XVII века Бернини создал две дуэтные работы. Скульптура «Аполлон и Дафна» (1622–1625), считается первым шедевром мастера. Работа изображает кульминацию одноименного римского мифа. По сюжету бог солнца Аполлон настойчиво преследует Дафну, которая отражает его внимание. Когда она зовет на помощь своего отца, речного бога, он разрешает ситуацию, неожиданным образом, превращая ее в дерево лавра. Убитый горем влюбленный юноша собирает лавровые листья, чтобы сплести из них венок.

В исполнении Бернини страсть преследования Аполлона (вызванная стрелой Купидона) передается в развивающейся легкой ткани. Она лишь слегка прикрывает чресла и напряженный торс Аполлона, когда он отчаянно тянется к Дафне. Девушка полностью обнажена и выглядит испуганной. Страх Дафны выражен в напряженной вытянутой руке и выражении лица. Превращение девушки в дерево начинается с ее волос, которые преображаются в изящные ветви, а пальцы ног – в корни.

Скульптура шокировала некоторых представителей католической церкви. Однако для других, включая кардинала Сципиона Боргезе, который заказал работу, это было наиболее искусное и реалистичное изображение тела, которое они видели. Сегодня это творение выставляется в Риме в Галерее Боргезе.

Скульптура «Похищение Прозерпины» или «Плутон и Прозерпина»

В работе «Похищение Прозерпины» (1621–1622), также финансируемой кардиналом, Бернини продемонстрировал способность мрамора передавать энергию человеческого тела. Эта история также повествует о неразделенной любви. Прозерпина пытается отразить навязчивые преследования Плутона, но тщетно. В мельчайших деталях мастер передал страх и тревогу сцены насилия.

Бернини демонстрирует выраженные мощные мышцы Плутона, чтобы передать неоспоримую силу. Насилие подчеркивается решением скульптора показать, как руки бога сжимают поясницу и бедро Прозерпины. Бог сжимает тело девушки так сильно, что его пальцы будто впиваются в мягкую нежную кожу. Скульптору удалось настолько реалистично передать этот момент, что зрители почти физически ощущают боль жертвы. Чтобы довести до кульминации физическую и эмоциональную напряженность сцены, мастер наносит единственную слезу на щеку несчастной девушки.

Скульптура «Похищение Прозерпины» Бернини
Фото: источник

Здесь Бернини снова рискнул, подчеркнув крайнюю жестокость сцены, которую многие из его коллег представляли в форме игры. При этом он заложил основу для дальнейшего развития художественного движения в стиле барокко. С работ Бернини началось исследование человеческих чувств, через религиозные и мифологические сюжеты.

Скульптура «Фавн Барберини» или «Пьяный сатир»

«Фавн Барберини» — это мраморная статуя в натуральную величину, расположенная в главном музее Мюнхена. Фавн, как известно, считается римским эквивалентом греческого сатира. Сатиры посещали Диониса – бога театра, религиозного экстаза, ритуального безумия, плодородия и виноделия.

Первая скульптура Фавна Барберини была создана еще в начале второго века до нашей эры неизвестным эллинистическим скульптором. Во время раскопок статуя была обнаружена во рву под Мавзолеем Адриана в Риме. Маффео Барберини, итальянский католический кардинал, поручил скульптору Бернини восстановить эту статую. Реставрация Бернини усилила сексуальный аспект работы, благодаря чему она заслужила репутацию образца эротического искусства. В греческих творениях нагота не была чем-то новым, но нескрываемая сексуальность этого конкретного произведения стала визитной карточкой Бернини.

Скульптура «Святой Лаврентий на решетке»

Мученичество святого Лаврентия — один из самых ранних шедевров Джана Лоренцо Бернини. Скульптура в настоящее время находится в галерее Уффици, расположенной во Флоренции. Работа изображает Лаврентия — раннего христианского мученика, который был приговорен к смерти римским императором Валерианом в 258 году до н.э. Лаврентий принял смерть в качестве наказания за его приверженность христианству вопреки римским языческим традициям.

По обычаю римлян, Святого Лаврентия насильно поместили на решетку и сожгли после пыток. Эмоциональное состояние Святого Лаврентия стало единственным центром скульптуры, о чем свидетельствует отсутствие второстепенных фигур, таких как свидетели или мучители. Уникальность работы в том, что лицо святого не выражает боли и ужаса. На нем запечатлено явное спокойствие. Мастер хотел передать, что мученик нашел спасение в христианской вере, которая оградила его от боли и страданий физического мира.

Интересно также, что Святой Лаврентий в христианстве считается покровителем поваров. По преданию во время своей жестокой казни он обратился к мучителям и попросил их перевернуть его тело на другой бок, когда одна сторона полностью сгорела.

Скульптура «Экстаз Блаженной Людовики Альбертони»

В небольшой неприметной церкви Сан Франческо а Рипа в Риме выставляется еще один шедевр Бернини, сочетающий эротический и религиозный контексты. Это одна из последних работ мастера, которую он создал в возрасте 71 года.

Главная героиня Людовика была рождена в знатной и очень религиозной семье. Будучи преданной христианкой, девушка хотела избежать греха и сохранить девственность на протяжении всей своей жизни. Однако родители выдали ее замуж за известного дворянина. В браке девушка родила трех дочерей, после чего скончался ее супруг, оставив Людовику молодой вдовой.

После смерти мужа Людовика Альбертони посвятила себя служению Богу. Все свое состояние она истратила на помощь бедным и обездоленным. При жизни она прославилась своими религиозными экстазами, во время которых свидетели наблюдали даже ее левитацию. Описание этих экстазов некоторые эксперты воспринимают как необычный вид эротического удовольствия. Тем не менее, папой Климентом Х Людовика была причислена к лику блаженных.

Скульптура «Экстаз Блаженной Людовики Альбертони» Бернини
Фото: источник

Бернини изобразил Людовику молодой и прекрасной девушкой, возлегающей на мраморном ложе в скромном одеянии. Каждая складка ее объемного наряда проработана мастером в тончайших деталях, что создает реалистичную картину. Глаза девушки закатились в экстазе, рот приоткрыт, а руки ощупывают грудь и живот. Многие эксперты проводят аналогию между этой работой и скульптурной композицией «Экстаз святой Терезы».

Противоречивость в жизни и работе Бернини

Противоречивые и эмоциональные работы мастера полностью отражают особенности его личности. В жизни Бернини было множество перипетий и скандалов. Одна из самых обсуждаемых историй – конкуренция Бернини с другим талантливым скульптором и архитектором Франческо Борромини. Работая над совместными проектами, Борромини считал, что его творения недооцениваются и погибают в тени славы Бернини. Конкуренты настолько ненавидели друг друга, что часто непристойно проявляли свои чувства.

Однако кульминацией конфликта стала настоящая трагедия для Бернини. Ему было поручено строительство церкви святого Петра. Стремясь к архитектурному совершенству, мастер принял решение несколько изменить проект, заменив маленькие башни, большими. Более опытный Борромини, который также был привлечен к строительству церкви, видел ошибку и заранее знал ее последствия. Испытывая неприязнь к конкуренту, он промолчал.

Сразу же после завершения строительства на здании стали появляться трещины и дефекты. В этот момент Борромини во всеуслышание заявил об ошибках Бернини и настоял на сносе всего здания. Для Бернини это стало непростым испытанием и большим потрясением. Однако судьба распорядилась так, что коварный и завистливый Борромини так и не достиг славы конкурента и покончил с собой, не пережив успеха врага.

Скульптуры Бернини многих шокируют своей откровенностью и реалистичностью. Его вклад в мировое искусство невозможно переоценить. Именно с этого мастера началась эпоха «живой» скульптуры в стиле барокко.

источник обложки


вернуться к списку статей

Темы

Последние статьи

Лепнина из гипса от ГессоСтар по приемлемым ценам! Ближайшие станции метро: Панфиловская, Октябрьское Поле, Сокол. Студия находится около поселка художников, в районе Сокол г. Москвы
Адрес: улица Панфилова, 4к1,
Москва,
125080
Россия.
Тел: +7 (495) 749-96-96