Три Грации – сюжет длиной в две тысячи лет
Часто известные скульптурные произведения, считающиеся гениальной задумкой авторов, оказываются наиболее удачной вариацией одного из известных сюжетов. Пример – композиции «Три грации» Боттичелли и Кановы, история которых уходит в глубь веков.
Кто такие три грации
Грациями были дочери Зевса и нимфы Эвриномы, которых греки считали богинями радости и красоты. Их звали Аглая – Великолепие, Евфросина – Радость и веселье, и Талия — Благополучие. Девушки руководили банкетами и танцами, аккомпанировали Афродите и Эроту, танцевали с музами под звуки лиры Аполлона.
Отличительная черта всех классических изображений этих богинь – положение тел, называемое в скульптуре хиазмом. Его характерные черты — опора на одну ногу, наклон туловища, принимающего S-образную форму, и опущенное плечо на стороне опорной ноги. Эта поза настолько элегантна и естественна, что даже сегодня ее принимают модели на снимках.
Три грации в античное время
Первые изображения трех граций появились еще в античный период. К сожалению, до нас дошли в основном римские копии. Среди сохранившихся шедевров есть барельефы, фрески, мозаики, с изображением трех женщин, одна из которых – центральная, повернута спиной, а две боковые стоят лицом к зрителю в одинаковых симметричных позах.
Искусствоведы считают, что произведений такого типа в античную пору было очень много, но они были утрачены в более поздние исторические периоды. Античность сменило мрачное Средневековье, где не нашлось места языческим грациям с их светскими фривольными позами.
Фото: источник
Три грации в эпоху Возрождения
С наступлением этой эпохи изящные девушки снова становятся излюбленным сюжетом. Первое известное произведение – картина Боттичелли «Весна», на которой три женщины танцуют каролу, держась за руки и позволяя легкому покрывалу развеваться. Композиция идеально передает ощущение красоты, радости и любви.
Другие произведения эпохи Возрождения очень точно воспроизводят античную модель. Например, на картине Франческо дель Коссы (1470 г.) или известном панно Рафаэля (1505 г.) три обнаженные женщины стоят в классической позе и держат в руках символ бессмертия – яблоки Гесперид.
Фото: источник
Три грации и маньеризм – богиня в шляпке
Классические каноны начали меняться с появлением в XVI веке маньеризма. Грации, выполненные в этом стиле, неканоничны, их фигуры укорочены или заметно удлинены, как на фреске Корреджо или рисунке Понтормо.
В те же годы в Германии Лукас Кранах Старший нарисовал несколько версий «Трех граций». Пропорции и позы женщин далеки от классических, на шеи надеты украшения, а голова одной из богинь украшена шляпкой.
Фото: источник
Три грации в стиле Барокко – повзрослели и поправились
В эпоху барокко тема граций снова отодвигается на второй план. Среди немногих исключений — фламандский Рубенс, изображающий граций в виде богатых матрон, с телами гораздо пышнее классических вариантов. Сохранились работы Джакомо Пальма, Фурини, Маццони, на которых женщины принимают свободные позы. Такие композиции выглядят естественно и динамично, но изображенные на них дамы тоже не классичны.
Эпоха классицизма — возрождение старых традиций
Только через два столетия неоклассицизм, основанный на возрождении классических сюжетов, вернул трем грациям былые позы и пропорции. В это время создали свои шедевры Антонио Канова, Джеймс Прадье и Бертель Торвальдсен. Классические позы вернулись с интересными вариациями. Канова, например, в своей скульптурной композиции поставил всех девушек лицом к наблюдателю, и они крепко обнимают друг друга, становясь одним целым.
Существует две вариации «Граций» Кановы. Первая, заказанная Жозефиной де Богарне, женой Наполеона, находится в Эрмитаже в Санкт-Петербурге. А вторая, сделанная для герцога Бедфорда, выставляется, по очереди, в течение семи лет, в Национальной галерее Шотландии в Эдинбурге и в Музее Виктории и Альберта в Лондоне. В гипсотеке в Поссаньо сохранился гипсовый вариант трех граций с точками, использовавшийся для изготовления копий. Дошли до наших дней и три богини Торвальдсена – они по-своему красивы, и выглядят моложе девушек Кановы.
Фото: источник
Грации XX века — сила в разнообразии
Современные художники и скульпторы тоже охотно изображают этот сюжет – у разных авторов можно встретить самое широкое трактование темы трех богинь:
- Существуют работы, близкие к античным пропорциям и произведениям Кановы, например, работа скульптора Аристида Майоля «Средиземноморские купальщицы».
- Необычно смотрятся работы Эдварда Берн-Джонса, Коломана Мозера и представителя ар-деко, Эрте.
- Немыслимые формы и цвета приобрело трио в произведениях, созданных в начале XX века Робером Делоне. Его «Грации» фрагментированы, слиты с фоном, геометризированы и огранены, как и принято в кубизме.
- Любитель интерпретаций Пикассо тоже внес свой вклад в историю этой композиции. Получилось необычное произведение, в котором угадываются стиль, характерный для творчества испанского художника.
- В более поздние годы сицилиец Сальваторе Фиуме создал серию работ, как дань уважения великим мастерам прошлого. В них угадываются женщины Рубенса и необычные фигуры Пикассо.
- Самые оригинальные версии принадлежат двум скульпторам: француженке Ники де Сен-Фалль с ее грациями, покрытыми мозаикой, и израильтянке Дорит Левинштейн, изобразившей нитевидных цветных существ.
Фото: источник
Современные грации
Развитие фотографии и графических редакторов, появление соцсетей и новых течений в искусстве повлияли на внешний вид граций. Появились вариации с девушками и женщинами разных возрастов и комплекций. Среди которых есть культуристки и представительницы бодипозитива, формам которых позавидовал бы Рубенс. Изображения богинь часто используют в рекламных целях.
Но, чувственные или откровенные, грациозные или импозантные, мягкие или угловатые, «Три грации» пересекли века. Они каждый раз появлялись в новом стиле, но никогда не теряли очарования. Возможно, их, как и другие шедевры, ждут новые интересные трансформации.
вернуться к списку статей
Темы
- О гипсовой лепнине (278)
- Об архитектуре и дизайне (260)
- О дизайне интерьера (142)
- О ремонте (58)