(495) 749-96-96
(903) 010-73-73
Заказать обратный звонок

Тайна Антонио Кановы раскрыта. Ученые выяснили, что мастер делал для скульптур гипсовые слепки с живых моделей

Тайна Антонио Кановы раскрыта. Ученые выяснили, что мастер делал для скульптур гипсовые слепки с живых моделей

Лепка с натуры считается нормальной практикой для скульптора, но совсем другая ситуация возникает, когда мастер делает гипсовый слепок с лица или другой части тела модели. Такая ситуация в мире искусства не приветствуется. Ученые провели исследования и выяснили, что этим занимались многие старые мастера, в том числе Антонио Канова — автор всемирно известных скульптур.

Дедал и Икар – первая работа, вероятно, изготовленная с помощью гипсовых слепков

Вокруг этой работы, законченной в 1779 году, впервые возникли обвинения в использовании «живых слепков». Это очевидно по лицу старика, выглядящего подозрительно натуралистично. Из застывшего гипсового раствора или глины делался слепок, который позже использовался для лепки скульптур или бюстов. В Париже в древности даже были магазины, продававшие всевозможные слепки скульпторам со всей Европы.

Такая методика нередко применялась для изготовления надгробных памятников. Гипсовая маска снималась с лица усопшего, а иногда даже изготавливалась при жизни. Так удавалось максимально точно передать внешность. Фотографий тогда не существовало и единственным способом стало снятие посмертной маски, с которой потом делали скульптурное изображение.

Но изготовление слепков с живых моделей не приветствовалось. Скульптор должен был перенести черты лица на своё изображение, показав мастерство.

Обвинения в использовании моделей в качестве эталонов для гипсовых слепков предъявлялось Канове еще при жизни, но он всячески отметал подозрения. Но теперь ученые выяснили правомерность таких претензий.

Как слепок груди Полины Бонапарт – сестры императора, помог совершить открытие

В Наполеоновском музее находится модель груди Полины Бонапарт. Грудь маленькая и красивая, не похожая на идеально – скульптурную, как у греческих лепных изображений. Ученые обратили внимание на форму этой части тела. Анализируя ее с помощью современных техник, ученые обратили внимание, что молочная железа сдавлена плотным материалом, поэтому поменяла форму. Особенно это заметно на соске. Таким образом подействовал гипс, применявшийся для изготовления слепков.

Возникло подозрение, что Канова сделал слепок этой части тела с сестры французского императора, намазывая на него растворенный в воде гипсовый раствор. В дальнейшем гипсовое изображение было применено при изготовлении полуобнажённой Венеры на ложе, которую он лепил с этой женщины.

Вряд ли моделью для слепка послужила «дублерша», поскольку гипсовое изображение груди попало в музей через наследников Наполеона. Это доказательство наводит на мысль, что перед нами оригинальный слепок с тела сестры Бонапарта.

Зная игривую сущность этой дамы, ученые предположили, вряд ли скульптор заковывал полностью её в гипс. А вот игра с интимными частями тела могла даже понравиться Паолине, ведь это было интересно, необычно и интригующе. Полина не отличалась кротостью и скромностью. В Европе ходили слухи, что при купании сестер императора прислуживали темнокожие юноши, а сама она была не прочь посидеть на спинах фрейлин, как на стульях.

В такой же технике выполнена скульптура Венеры, выходящей из ванной. На ней также видны следы сдавления соска гипсом, которые остаются при изготовлении слепка.

Следы применения гипсовых слепков обнаружены и на других скульптурах

Наполеоновский музей, в котором хранится слепок груди Полины, демонстрирует картины, скульптуры, мебель, драгоценности, придворную одежду, реликвии, принадлежащие графу Джузеппе Примоли (1851-1927) – потомку Бонапарта по материнской линии. Гипсовый объект занесен в каталог под номером 196, как и остальные семейные реликвии.

Следы применения гипсовых слепков обнаружены и на других скульптурах

Фото: источник

В этом же здании когда-то располагалась гипсовая мастерская Кановы. Здесь в недоступном месте он хранил секреты ремесла, которые он хотел скрыть от чужих взглядов. Поэтому не исключено, что именно там находились гипсовые слепки, которые впоследствии были утрачены.

В миланской студии скульптора были обнаружены три матрицы мужской спины и двух рук, спины женщины и ноги ребенка, которые также сделаны из слепков. Все они представляют интересные образцы скульптурной техники, применявшейся в то время и дошедшей до нас.

Ученые проанализировали ступни скульптурных Амура и Психеи. Их мизинцы оказались немного короче, чем при наиболее распространенных анатомических пропорциях. Это связано с меньшей нагрузкой на этот палец при изготовлении слепков. Такая особенность ступней наблюдается и в других скульптурах Кановы, поэтому не исключено, что все они делались с одного образца.

Изготовлением слепок с лиц и тел занимался не только Канова:

  • Существует целая коллекция погребальных масок, сделанных скульптором Лигорнетто, и слепков рук, в том числе сильной и морщинистой, послужившей впоследствии моделью для статуи шахтера.
  • Донателло — скульптор, творивший в эпоху Ренесанса, делал слепки с тел моделей, соединяя их для получения единого гипсового изделия или скульптурной композиции.
  • Альберто Бартоломе применил такую тактику при изготовлении надгробного памятника своей жене. Изучение его мемуаров показало, что скульптор не скрывал этот факт, считая, что таким образом он сможет максимально точно передать внешность умершей супруги.
  • Ученые также предполагают, что слепки с моделей делал и Огюст Роден. Возможно, этим объясняется причина высокой детализации лиц и тел его скульптур.
  • Такой же техникой, вероятнее всего, пользовался и художник Караваджо. Но он применял не слепки, а оптические устройства, проецировавшие предметы на холст. Это позволяло делать точные наброски и делать картины «живыми».

Использование слепков скульпторами было очень ограниченным и применялось для решения проблем моделирования. Теперь ученым стало понятно, как именно мастера добились столь высокой детализации скульптур, которыми любуются потомки.

источник обложки


вернуться к списку статей

Темы

Последние статьи

Лепнина из гипса от ГессоСтар по приемлемым ценам! Ближайшие станции метро: Панфиловская, Октябрьское Поле, Сокол. Студия находится около поселка художников, в районе Сокол г. Москвы
Адрес: улица Панфилова, 4к1,
Москва,
125080
Россия.
Тел: +7 (495) 749-96-96