Ученые раскрывают тайны старинных гипсовых статуй
Когда ученые говорят о гипсе, они представляют себе блоки этого минерала. Искусствоведам приходят в голову статуи, сделанные из мягкого камня. Новое научное исследование заставляет геологов задуматься об истории искусства, а искусствоведам – поразмышлять над геохимией.
Ученые создали базу данных гипса и гипсовых скульптур
Во время исследования, проведенного Французской геологической службой, исследователи использовали сведения о составе гипса и исторические записи. Это позволило связать средневековые и ренессансные алебастровые скульптуры с карьерами, из которых был взят материал.
Геохимики из Французской геологической службы проанализировали изотопы стронция, серы и кислорода в образцах гипса, взятых из различных карьеров в Англии, Франции, Германии, Италии и Испании. Были изучены геологические карты и архивные исторические записи, такие как документ 1277 года, дающий жителям разрешение на использование гипса на территории Малаукс в Провансе, Франция.
Затем были взяты анализы материала скульптур, в которых обнаружились следы серы, стронция и других минералов, входящих в состав гипса. По их концентрации учёные соотнесли состав статуй и гипса, добываемого в карьерах.
В конечном итоге получились крошечные 20-миллиграммовые образцы, взятые из десятков скульптур, в основном французских, датируемых 12– 17 веком. Каждому из них подобрали образец гипса, который добывался в том или ином карьере. Для этого им пришлось поработать с представителями Лувра и других французских, американских и европейских музеев.
Команда обнаружила, что материал для большинства скульптур добывали во Франции. Только некоторые из протестированных образцов имели английское, испанское или итальянское происхождение. Места добычи материала для части скульптур остались неизвестными.
Используя историю происхождения гипса, исследователи смогли реконструировать гипсовые торговые маршруты. Например, они определили малоизвестную французскую индустрию добычи в Альпах, которая была активна в течение пяти веков.
Ученые выяснили, что гипс для нескольких погребальных памятников 14-го века в городе Авиньоне был взят с месторождения Нотр-Дам-де-Мезаж около Гренобля во французских Альпах. Анализ этих скульптур показал, что в те годы гипс транспортировали вверх по течению реки Роны. В других случаях материал перевозили через речные долины по суше. Это позволило открыть новые страницы истории тех лет.
Фото: источник
Исследование пролило свет на историю статуй
Изучение происхождения гипса открыло новые страницы в истории искусства. Ученые изучили состав двух статуй 14-го века, взятых из небольшой французской церкви, одна из которых находилась в Лувре, а другая – в Музее искусств Кливленда. Удивительно, что их состав значительно различался.
После изучения состава гипса команда поняла, что статуя Лувра была отремонтирована материалом из другого источника. Восстановление было сделано так хорошо, что раньше оставалось незамеченным. Когда команда проанализировала образец из оригинальной части статуи, его состав так близко совпал со скульптурами из музея Кливленда, что возможно, что все статуи были изготовлены из того же алебастрового блока.
С помощью такого анализа можно обнаруживать подделки. Например, если оказалось, что материал, из которого сделано произведение, относится к периоду времени, когда месторождение не разрабатывалось, перед нами – фальсификация.
Ученые планируют расширить географический и исторический охват художественных произведений и мест добычи. Это будет полезно для выявления источников материала старинных статуй и многое расскажет об истории скульптуры.
вернуться к списку статей
Темы
- О гипсовой лепнине (280)
- Об архитектуре и дизайне (262)
- О дизайне интерьера (142)
- О ремонте (59)