(495) 749-96-96
(903) 010-73-73
Заказать обратный звонок

Тайны «маленькой танцовщицы» Дега. Как наследники пошли против воли мастера

Тайны «маленькой танцовщицы» Дега. Как наследники пошли против воли мастера

Французский художник Эдгар Дега (1834–1917 гг.) известен своими пастелями, но лишь немногие знают, что мастер лепил скульптуры из гипса, воска и глины. В основном это танцующие балерины и скачущие лошади. Дега считал их очень личными и не желал выставлять напоказ.

В апреле 1881 г. он решил показать на выставке в Париже скульптуру маленькой 14-летней танцовщицы. Но члены Общества независимых художников не поняли задумки мастера. Девочка показалась им некрасивой, прохожей на крысу. Никто не догадывался, что произведение станет единственной известной скульптурной работой мастера.

Почему танцовщица такая непривлекательная

Необычный неклассический внешний вид танцовщицы шокировал. Одни критики назвали скульптуру уродливой, другие отмечали в ней реализм. Слепленная из недолговечного воска, считавшегося тогда одним из символов смерти, она не вписывалась в принятые стандарты. Неуклюжие конечности и загадочное выражение лица расходились с традиционным образом элегантной балерины.

Зачем Эдгар Дега шокировал публику? Есть несколько гипотез, раскрывающих дух того времени и характер мастера:

  • Дега искал новые художественные приемы. Он опроверг условности скульптуры, когда модели бесконечно копировались на протяжении веков, и создал оригинальное, бесстрашное, действительно современное произведение.
  • Расположив девочку в неестественной позе, он обратил внимание на жесткий режим и критиковал тогдашние балетные нравы.

Критики считают, что художник намеренно сделал девочку некрасивой, похожей на крысу. Для этого он вытянул ее лицо вперед и сжал по бокам. Юных танцовщиц не зря называли les petits rats – «крысята». Девочки-подростки упорно трудились, чтобы помочь своим семьям, и надеялись найти «защитника» – любовника-богача.

Многие мужчины посещали балет для плотских утех и нередко приносили оттуда венерические заболевания. Танцовщиц называли «крысятами», поскольку существовало поверье, что эти животные переносят половые инфекции. Эта участь ждала и юную балерину, ей в то время было всего 14 лет. Скульптор указал на отсутствие выбора у девушек того времени.

Гипсовая балерина

Через много лет после смерти мастера, в 2004 г., в литейном цехе завода Валсуани была обнаружена гипсовая скульптура юной балерины, долго не воспринимавшаяся критиками всерьез. Но ученые исследовали произведение и выяснили, что оно принадлежит Дега.

Артур Бил, бывший начальник отдела Музея изящных искусств в Бостоне, поддерживает мнение, что скульптура из гипса конца XIX века принадлежит Дега. Это одна из версий скульптуры мастера.

Гипсовая танцовщица отличается от восковой. Ее руки крупнее и мускулистее, колени слегка согнуты, вес распределяется равномерно на обе стопы. Есть различия в положении ключиц, мышцы шеи сильнее заметны, прическа тоже немного другая.

Почему танцовщица Дэга такая непривлекательная

Фото: источник

Лицо девушки из гипса более правильное, красивое и безмятежное, с немного опущенными веками. Глаза у восковой фигуры, наоборот, наполовину закрыты. Поэтому гипсовая скульптура – не точная копия восковой скульптуры и не слепок с нее. Это другое произведение.

Дега работал с бронзой, но его наследники решили по-другому

В этой статуэтке необычны пропорции лица и материал, из которого она сделана. Мастер слепил танцовщицу из воска, пачку сделал из ткани, а на ноги девушки надел балетные сандалии. Волосы на ее голове – настоящие.

Рентген показал, что восковая скульптура внутри имеет каркас, в котором набросаны ватин, ручки для кистей, веревки и глина. Таким способом мастер придал произведению форму и сделал его более устойчивым.

Когда Дега спросили, почему он не отливает изделия из бронзы, автор ответил, что металл излишне монументален для его работ. Однако наследники посчитали по–другому. После смерти мастера они заказали несколько десятков бронзовых копий танцовщицы, на которых прекрасно заработали. Известно, что одна из бронзовых статуэток была продана на аукционе «Сотбис» за 24,9 миллиона долларов.

Кроме юной танцовщицы потомки нашли еще 150 скульптур, и с 74 произведений тоже были сделаны бронзовые и гипсовые копии. Видимо, наследники решили не считаться с мнением мастера – деньги оказались важнее.

Скульптура не принесла счастья девушке Мари ван Гетем, с которой Дега лепил свое произведение. Парижская опера уволила ее в 1882 году, черед год после демонстрации работы. Скорее всего, на решение повлияли разгромные статьи в газетах, где юную танцовщицу называли уродливой. К тому же, позируя художнику, она пропустила очень много занятий.

Старшая сестра Мари, Антуанетта, попала в тюрьму за воровство, а младшая, Шарлотта, оставалась в Парижской опере до двадцатого века, где обучала французскую прима-балерину Иветт Шовире.

Неизвестно, когда и где умерла Мари, но Дега сделал ее бессмертной. Статуэтка показана в документальных фильмах, о ней писали в книгах, ей вдохновлялись балетмейстеры, поэты и писатели. Маленькая 14-летняя танцовщица – одна из девушек, оставивших след в истории.

Оригинал скульптуры хранится в Национальной галерее в Вашингтоне, а копии – в лондонской галерее «Тейт», нью-йоркском музее «Метрополитен», музее д’Орсе в Париже. Остальные реплики находятся в частных коллекциях.

источник обложки


вернуться к списку статей

Темы

Последние статьи

Лепнина из гипса от ГессоСтар по приемлемым ценам! Ближайшие станции метро: Панфиловская, Октябрьское Поле, Сокол. Студия находится около поселка художников, в районе Сокол г. Москвы
Адрес: улица Панфилова, 4к1,
Москва,
125080
Россия.
Тел: +7 (495) 749-96-96