Скульптуры и барельефы Триумфальной арки в Париже
Триумфальная арка — один из самых известных памятников Парижа, расположенный на западной стороне Елисейских полей. Этот монумент установлен в память о тех, кто воевал и погиб за Францию во французских революциях и наполеоновских войнах.
Под его сводом расположена Могила Неизвестного солдата времен Первой мировой войны. Уникальность парижской Триумфальной арки заключается не только в ее монументальных размерах, но и в великолепной сложной композиции скульптур и барельефов. Скульптуры изображают сцены войн, побед, революционных событий и мирной жизни Франции в разные эпохи.
Краткая история Триумфальной арки
Триумфальная арка была разработана Жаном Чалгрином в 1806 году, как монумент патриотизма и почитания военных подвигов французской армии. Общая высота сооружения составляет около 50 метров, что длительное время позволяло считать ее самым высоким монументом такого типа. Она была возведена на площади, которая сегодня носит название Шарля де Голля, и соединяет 12 проспектов.
Начало возведения памятника пришлось на 1806 год не случайно – в этот период армия Наполеона одержала триумфальную победу над австрийцами. Только для закладки фундамента потребовалось два года. В 1810 году, когда Наполеон вернулся в Париж со своей невестой австрийской герцогиней Марией-Луизой, был построен только деревянный макет будущей арки.
Архитектор Жан Чалгрин скончался в 1811 году, и работа над реализацией проекта была возложена на Жана-Николя Хюйо. Во время правления Бурбонов строительство было приостановлено, и завершено только к периоду правления короля Луи-Филиппа (1833-1836 гг.), архитекторами Густом и Гюйо.
Сам Наполеон до завершения работ не дожил. 15 декабря 1840 года, привезенные во Францию с острова Святой Елены, останки Наполеона были перенесены под аркой по пути к последнему пристанищу Императора. Кроме того, перед похоронами в Пантеоне тело Виктора Гюго также было выставлено под Аркой ночью 22 мая 1885 года.
После строительства Триумфальная арка стала постоянным местом проведения парада французских войск после успешных военных кампаний и ежегодного военного парада в День взятия Бастилии. Однако после погребения Неизвестного солдата все военные парады избегали прохождения под аркой из уважения к могиле и ее символике. Гитлер в 1940 году и де Голль в 1944 году также соблюдали этот обычай.
К началу 1960-х годов памятник сильно почернел от угольной сажи и выхлопных газов автомобилей, а в 1965–1966 годах был очищен путем отбеливания. В 1995 году террористическая исламская группировка из Алжира заложила бомбу возле Триумфальной арки, в результате взрыва которой 17 человек получили ранения.
Скульптуры и барельефы Триумфальной арки
Отдельного рассмотрения заслуживает сложная скульптурная композиция, украшающая Триумфальную арку. В целом дизайн выполнен в стиле древнеримской лепнины, однако барельефы изображают сюжеты из разных периодов истории Франции. Большая часть этих сюжетов посвящена победам Великой Армии Наполеона.
Фото: источник
Верхняя часть памятника декорирована фризом, изображающим солдат и генералов, принимавших активное участие в военных кампаниях Франции. В этой области выгравированы имена героев французской революции и наполеоновских войн. На внутренних стенах памятника перечислены имена 660 человек, среди которых 558 генералов Первой Французской Империи. Имена генералов, убитых в бою, подчеркнуты. Кроме того, на четырех опорных колоннах перечислены главные французские победы в наполеоновских войнах.
В течение четырех лет с 1882 по 1886 год на вершине арки была установлена монументальная скульптура Александра Фальгера. Эта скульптурная группа называлась «Триумф революции». Она изображала колесницу, запряженную лошадьми, готовящимися «сокрушить анархию и деспотизм». Скульптура украшала арку только 4 года, после чего была полностью разрушена.
Основные опорные колонны Триумфальной арки украшены четырьмя монументальными скульптурными группами:
- «Триумф 1810 года». Первая большая скульптура «Триумф 1810 года» была создана скульптором Корто, в честь подписания Шенбруннского мирного договора. Этот документ констатировал завершение, австро-французской войны и констатировал безоговорочную победу Франции. Скульптура изображает Наполеона, над которым удерживает лавровый венок победителя крылатая богиня войны. Скульптурная композиция изображает также поверженных врагов и летописца, который описывает выдающийся военный подвиг французского Императора. На коленях перед Наполеоном предстает австрийская герцогиня Мария-Луиза, которая стала в дальнейшем его супругой после развода с первой женой Жозефиной.
- «Выступление волонтеров». Эта скульптурная группа посвящена противостоянию народа Франции наступлению прусских войск, оккупировавших Лотарингию в 1792 году. Автором скульптурной работы стал Рюда. Барельеф изображает ожесточенных добровольцев, которые по всей стране самостоятельно организовали полки и роты, противостоящие врагу. Драматизм сюжета заключается в том, что простые люди выступили единым фронтом защиты Родины, в то время как генералы и высшее военное руководство бездействовало. Связано это бездействие было с революционными событиями в стране и недоверием генералов представителям новой власти. Над скульптурами мужчин-воинов возвышается крылатая богиня войны, призывающая к атаке. Скульптуру называют также «Марсельезой», поскольку написание этой песни было связано именно с этими событиями в истории Франции. Впоследствии «Марсельеза» стала гимном страны.
- «Сопротивление 1814 года». Композиция была выполнена скульптором Этексом, который посвятил работу битве за Париж в 1814 году. Французская армия и народ оказывали отчаянное сопротивление армиям Блюхера и Шварценберга. Скульптура изображает воинов и простых людей, столкнувшихся с угрозой. На их лицах страх и смятение. Одним из центральных элементов барельефа стала женщина с ребенком, выражение ужаса на лице которой отражает все самые страшные стороны войны. Над людьми возвышается воинственный всадник с крыльями.
- «Мир 1815 года». Автором этой работы также стал Этекс, который хотел продемонстрировать, насколько отличается мирная жизнь от военного периода. Центральная роль композиции отведена богине плодородия, которая окружена плодовыми деревьями и пшеничными колосьями. Растительные элементы символизируют возрождение, плодородие, возврат к мирной жизни. Скульптуру запряженной лошади, сменило изображение быка – древнего символа сельского хозяйства. В барельефе также присутствует женщина, которая склонилась над детьми и музыкант, играющий на арфе. Всю эту мирную жизнь по задумке скульптора охраняет мужественный воин, однако его меч в ножнах, а лицо выражает уверенность и спокойствие.
Над центральными большими скульптурными композициями и по бокам арки расположено 6 барельефов. Все лепные барельефы изображают значимые массовые сцены из истории Франции. Со стороны Елисейских Полей представлено два барельефа. Первая лепная картина изображает последствия битвы при Абукире 1799 года, в которой армия Наполеона повергла египетские силы.
Барельеф изображает Императора победителя верхом на коне, перед которым склонились поверженные и пленные египтяне. Центральное место среди побежденных, отводится пленному турецкому военачальнику Саиду Мустафе-Пашу. Автором лепной композиции стал скульптор Сёрр Старший.
Вторым барельефом, расположенным со стороны Елисейских Полей, стала композиция «Похороны генерала Марсо». Этот отважный генерал стал героем битвы при Гехстенбахе в 1796 году. Генерал Марсо-Дегравье погиб в бою. Его похороны вызвали скорбь и сожаление со стороны военного руководства страны, простых солдат и людей Франции.
Со стороны авеню де ла Гранд-Арме также расположено два барельефа, посвященные значимым для французской армии битвам под управлением Наполеона. Первая лепная композиция изображает битву при Арколе с австрийской армией, которая состоялась в 1796 году. Автором работы стал Жан-Жак Фешер, который выбрал этот сюжет в связи с личным героизмом Императора в битве при Арколе. Вторая композиция скульптора Шапоньера снова посвящена Египетским походам Бонапарта и изображает битву за Каноб в Египте 3 июля 1798 года.
По бокам Триумфальной арки расположены еще две лепные композиции массовых сражений французской армии. Первая работа скульптора Марокетти изображает битву у деревни Жемапп (территория современной Бельгии). Сражение состоялось в 1792 году при значительном численном превосходстве французов. На противоположной стороне монумента размещен барельеф «Битва под Аустерлицем 2 декабря 1805», скульптора Гештера.
Триумфальная арка сегодня одна из самых посещаемых достопримечательностей Франции, которая считается культурным, историческим и художественным наследием эпохи Наполеона Бонапарта.
вернуться к списку статей
Темы
- О гипсовой лепнине (280)
- Об архитектуре и дизайне (262)
- О дизайне интерьера (142)
- О ремонте (59)