Трон Людовизи: античное сокровище или фальсификация?
Трон Людовизи — это загадочный древнегреческий мраморный рельеф, датируемый примерно около 460 гг. до н. э., который сегодня хранится в Национальном музее Рима (Палаццо Альтемпс).
Трон получил своё название по фамилии семьи Людовизи, в чьей коллекции он находился после открытия в 1887 году в саду виллы Людовизи в Риме.
Покровители искусства
Семья Людовизи (Ludovisi) — знатный итальянский род, происходящий из Болоньи, сыгравший важную роль в религиозной, политической и культурной жизни Италии. Фамилия особенно прославилась в Риме как папская аристократия, покровительствующая искусству.
Семья достигла наивысшего положения в начале XVII века благодаря Александру Людовизи, который стал Папой Григорием XV в 1621 году.
Впоследствии, племянник Григория XV, Людовико Людовизи основал виллу Людовизи в Риме и начал собирать богатую античную коллекцию, ставшую впоследствии одной из самых знаменитых в Европе.
Вилла была построена на руинах садов Саллюстия (древнеримского историка). В саду и на территории виллы были найдены многочисленные античные скульптуры и предметы искусства, включая Трон Людовизи, Саркофаг Людовизи и знаменитую скульптуру «Умирающий галл».
Вилла Людовизи была разрушена в конце XIX века, чтобы освободить место под застройку нового квартала Рима, но некоторые постройки и фрески сохранились. Сегодня часть коллекции Людовизи находится в Национальном музее Рима (Палаццо Альтемпс) и в Музее Терм Диоклетиана.
Споры вокруг мраморного рельефа
Трон Людовизи до сих пор является предметом дискуссий — споры вызывает как его назначение, так и годы создания.
Внешне трон представляет собой скульптурный блок с рельефами, расположенными на трех видимых гранях — центральной и двух боковых:
- Фронтальная сторона украшена сценой «Рождение Афродиты» (или, по некоторым версиям, другой мифологической сцены, например, с участием хтонической богини Персефоны, Пандоры или Геры). На ней изображена обнаженная женщина — богиня любви Афродита, которая только что возникла из морской пены, окруженная нимфами (служанками), помогающими ей подняться из воды. Фигуры выполнены в стиле ранней классики.
- Левый боковой рельеф изображает обнаженную женщину, музицирующую на двойной флейте. Ее нагота и поза — сидя нога на ногу — не была свойственна произведениям ранней классики, что стало одним из поводов усомниться в древнем происхождении трона.
- Правый боковой рельеф украшен фигурой женщины, совершающей ритуальное возжигание и укутанной в древнегреческую одежду — гиматий.
Основных версий происхождения трона сегодня выдвинуто три:
- Греческое происхождение, неоаттическая школа: большинство специалистов склоняются к мнению, что трон был создан греческим мастером, работавшим в Италии, возможно, относящимся к неоаттической школе. Это объясняет сочетание строгого классического стиля с некоторыми особенностями, характерными для греческого искусства Южной Италии.
- Ионийское происхождение: по этой версии трон Людовизи относится к началу V века до н. э. и имеет ионийское происхождение. Эта гипотеза основана на стилистическом анализе и сопоставлении с находками из ионического храма Афродиты в Марасе (близ Локри в Калабрии). Предполагается, что трон мог быть частью алтаря или парапета бофроса этого храма, а затем попал в Рим после завоевания Южной Италии римлянами в 241 г. до н. э.
- Подделка с короткой историей: сомнения в подлинности трона Людовизи связаны с уникальностью сюжета, стилистическими и анатомическими особенностями рельефов. Кроме того, существуют также параллели с другим объектом — «Бостонским троном», который считается, скорее всего, подделкой, связанной с именем известного фальсификатора Алкида Доссены.
Так или иначе, трон Людовизи остается одним из самых загадочных и в то же время впечатляющих произведений раннеклассического искусства. Его изящная форма, мастерство исполнения и богатая символика делают этот артефакт не только ценным памятником античного мира, но и предметом продолжающихся исследований и дискуссий. Будь то изображение рождения Афродиты или сцена мистического ритуала, трон открывает перед нами окно в мир древнегреческой религии, эстетики и мышления. Его находка в саду семьи Людовизи в также подчеркивает значимость аристократических коллекций в сохранении культурного наследия. Сегодня, находясь в музее, трон Людовизи продолжает вдохновлять, побуждая к новым интерпретациям и погружая зрителя в глубины античного мира.
вернуться к списку статей
Темы
- О гипсовой лепнине (284)
- Об архитектуре и дизайне (280)
- О дизайне интерьера (150)
- О ремонте (61)