(495) 749-96-96
(903) 010-73-73
Заказать обратный звонок

Павел Петрович Трубецкой: Третьяковская галерея проводит выставку в честь 150-летия со дня рождения великого мастера гипсовой пластики и скульптуры

Павел Петрович Трубецкой: Третьяковская галерея проводит выставку в честь 150-летия со дня рождения великого мастера гипсовой пластики и скульптуры

Павел Петрович Трубецкой – один из самых знаменитых скульпторов эпохи Серебряного века, работы которого выставляются в лучших музеях и галереях мира. Мастер славится своей самобытностью и яркостью скульптуры. Трубецкой творил в разных стилях, что позволило ему оставить скульптурное наследие, как в гипсовой миниатюре, так и в виде монументальных скульптурных творений. Спустя, более чем, 150 лет со дня рождения выдающегося мастера Третьяковская галерея проводит самую полную выставку его работ, в которой собраны скульптуры не только российских музеев, но и зарубежных коллекций.

История объединения культур в одном человеке

16 ноября 1866 года в Италии в семье русского князя Петра Сергеевича Трубецкого и американской пианистки Ады Винанс родился сын, которого назвали Паоло. Родители выбирали имена для своих детей, созвучные с русским произношением. Будущего выдающегося скульптора в России до сих пор называют Павлом.

Мальчик рос в семье, активно интересующейся искусством, творчеством, в частности живописью и скульптурой. Под влиянием брата Пьетро, известного художника-декоратора, началась карьера скульптора Павла Петровича Трубецкого, который так и не получил системного художественного образования. Первой работой мастера стала коллекция гипсовых кукол для театра марионеток. После этого мастер брал частные уроки у выдающихся художников, скульпторов, искусствоведов Италии.

В возрасте 20 лет скульптор увлекся гипсовой пластикой, создавая уникальные анималистические сюжеты из гипсовой смеси. В это же время он создает свою первую скульптурную работу — статую коня. Эта скульптура была представлена на выставке в итальянском городе Брера. Благодаря успешной экспозиции на Родине, в дальнейшем работы мастера выставлялись на французских и американских художественных экспозициях.

Российская история выдающегося мастера

В 1897 году будущий гений пластики и скульптуры приезжает на Родину своего отца в Россию. На тот момент мастер уже имеет популярность в Европе. Во многом благодаря своим скульптурным достижениям в Италии, Павел Петрович Трубецкой был приглашен в качестве преподавателя в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

Уже через год после приезда в Россию, Трубецкой создает свою первую работу российского этапа творчества – «Московский извозчик». Сюжет скульптуры имеет традиционные формы, которые ранее многократно были воплощены в работах других российских скульпторов. Однако, эксперты отметили уникальный стиль живописца и его мягкие «льющиеся» формы и линии.

Нельзя не отметить, что как любой другой признанный мастер, Трубецкой получал в свой адрес немало критики. Так, например, представители петербургской Академии Искусств резко негативно отзывались о работах скульптора, считая их слишком эпатажными. Уникальный, нарушающий консервативные каноны, стиль Трубецкого многие признанные художники-живописцы восприняли как попытку привлечения внимания.

Павел Петрович Трубецкой: скульптуры

Фото: источник

Дружба, творчество, покровительство

Именно в России Павел Петрович Трубецкой нашел своих главных друзей и покровителей. Благодаря легкому характеру, прекрасному чувству юмора и острому уму, Трубецкой заслужил уважение и признание в кругах российской творческой интеллигенции. Среди его знаменитых друзей были русский художник-живописец Илья Ефимович Репин, мастер русского пейзажа Исаак Ильич Левитан, график и мастер портрета Валентин Александрович Серов. Однако Трубецкой не ограничивался кругом художников и скульпторов. Так его связывали приятельские отношения с выдающимся оперным и камерным певцом Федором Шаляпиным.

Однако, самой долгой и крепкой дружбой Павел Петрович Трубецкой был связан с гениальным российским писателем Львом Николаевичем Толстым. По свидетельствам современников, Толстой испытывал к скульптору сильную симпатию за то, открытое презрение к общественным условностям и стереотипам. Также двух знаменитых друзей объединяла любовь к животным, принципы вегетарианства. Лев Николаевич с удовольствием позировал Трубецкому, сам посещал его мастерскую, а также приглашал Павла Петровича в свое имение в Ясной Поляне.

Близкая дружба и взаимная симпатия позволили Трубецкому создать уникальные изваяния Толстого, которые прославились на весь мир. Это знаменитый бюст Толстого (1899 г) и статуэтка «Л. Н. Толстой верхом» (1900 г). Трубецкой единственный живописец, который сумел передать мудрость, спокойствие, внутреннюю силу, талант гениального писателя. Эти работы, а также портрет Льва Голицына и скульптурная группа «Московский извозчик» были представлены в Париже на Всемирной выставке. Это был настоящий триумф Павла Петровича, так как он был удостоен Большого приза наряду с Огюстом Роденом.

В дальнейшем мастер создает серию великолепных портретных скульптур, которые отличаются движением и внутренней энергией. Скульптору удавалось передавать не только черты характера знаменитых людей, но и их текущее состояние. Своего друга Левитана Трубецкой изобразил утонченным, беспокойным, взволнованным. Шаляпина мастер изобразил одухотворенным, возвышенным, вдохновлённым. Еще одна знаменитая портретная работа – скульптура знаменитого русского врача-терапевта и общественного деятеля Сергея Петровича Боткина. Выдающегося доктора Трубецкой изобразил добродушным, открытым, спокойным.

Роковая скульптура Александра III

Переломным моментом в жизни Павла Петровича Трубецкого стала победа в конкурсе на создание памятника императору Александру III. Работа над монументальной скульптурой продолжалась почти 10 лет и была завершена в 1909 году. Работал скульптор в мастерской, которая была специально с этой целью построена на Старо-Невском проспекте.

На стадии подготовки Трубецкой создал из гипса 8 миниатюрных прототипов, несколько статуй в натуральную величину и две в масштабе самого памятника. Уже на стадии создания гипсовых прототипов комиссия скептически отнеслась к образу Александра III, который создавал Трубецкой. Скульптура сильно отличалась от привычных возвышенных статуй императоров. Трубецкой показал самодержца жестким, гордым, мощно возвышающимся на коне. Однако портретное сходство памятника нельзя отрицать. Репин описал работу друга удивительно точно: «Россия, придавленная тяжестью одного из реакционнейших царей, пятится назад».

Трубецкой: Роковая скульптура Александра III

Фото: источник

Скульптура вызвала настоящее возмущение у представителей царской семьи. Великий князь Владимир Александрович (брат Александра III) еще до окончания работы над памятником назвал его карикатурой на своего брата. Однако, вдова императора способствовала продолжению работы, а Трубецкой категорически отказался менять концепцию памятника. Уже после завершения работы свое недовольство высказал и Николай II. Он даже хотел перевезти монументальную скульптуру в Иркутск, а на ее месте установить новый памятник отцу.

Дошло до того, что автора даже не пригласили на открытие его работы. По этому поводу историки приводят такой комментарий Трубецкого: «Я не занимаюсь политикой. Я изобразил одно животное на другом». Недоброжелательное отношение к мастеру привело к невозможности продолжать работать в России. Скульптор вынужден был покинуть страну и переехать в Париж, где продолжил работать до 1914 года. Во Франции Трубецкой создает скульптуры О. Родена, А. Франса, Д. Пуччини.

Закат своей жизни мастер проводит в Америке, работая над монументами Данте в Сан-Франциско и генералу Отису в Лос-Анджелесе. Умер Трубецкой в 1938 году в родной Италии, успев перед смертью создать великолепный мраморный монумент легендарному Карузо, который установлен в театре Ла Скала в Милане.

Несмотря на недолгое пребывание в России, Павел Петрович Трубецкой, безусловно, легенда российского скульптурного искусства.

источник обложки


вернуться к списку статей

Темы

Последние статьи

Лепнина из гипса от ГессоСтар по приемлемым ценам! Ближайшие станции метро: Панфиловская, Октябрьское Поле, Сокол. Студия находится около поселка художников, в районе Сокол г. Москвы
Адрес: улица Панфилова, 4к1,
Москва,
125080
Россия.
Тел: +7 (495) 749-96-96