Украденные шедевры — приключения гипсовых барельефов, достойные шпионского романа
В 1984 году воры проникли в жемчужину французской архитектуры – базилику Святого Михаила в Бордо и украли из нее семь гипсовых барельефов XV века, посвящённых Богородице. Злоумышленники оказались эстетами и предпочли необычный способ замести следы. Такой оригинальный подход позволил удачно провернуть дело и запутал следы исторических ценностей.
Базилика святого Михаила — гордость Бордо
Базилика Сен-Мишель, построенная в 14-17 веках в ярком готическом стиле, является самой большой из приходских церквей Бордо. Часовня, посвященная святому Михаилу, построена на небольшом кургане, за городом, примерно в ста метрах от реки.
Церковь включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Она полностью отреставрирована, но лепные украшения были оставлены те же, что находились там в 15 веке. Это позволяет посетителям в наши дни оценить красоту стиля ренессанс, в котором был создан этот архитектурный шедевр.
Гордостью базилики является алтарь, состоящий из девяти барельефов, посвященных жизни Девы Марии. На него и покусились грабители, заставившие лепнину несколько раз пересечь океан и побывать в руках множества людей, многие из которых не подозревали, что имеют дело с крадеными произведениями искусства.
Скрупулезные воры
Кража произведений искусства – распространённый вид преступлений. Уникальность этого случая в том, что злоумышленники заранее сделали копии известных произведений, которыми незаметно заменили оригиналы. Для этого им пришлось несколько раз посетить базилику и закрыться, подменив барельефы. Как это удалось провернуть, не ясно до сих пор. Оригиналы высотой около 60 см были сделаны столь искусно, что служители не заметили подлога.
Можно только удивляться мастерству специалистов из мастерской гипса, где были вылеплены столь похожие копии. Это еще раз показывает, что с помощью современных технологий можно воссоздать любое старинное произведение так, что оно будет практически неотличимо от оригинала.
Фото: источник
Подмена гипсовых барельефов вскрылась случайно
Обман вскрылся через много лет – в 1993 году, когда вдова известного парижского антиквара решила предложить государству оставшиеся после смерти мужа оригиналы барельефов, как плату за урегулирование дела о наследстве.
Предложенные фрагменты были переданы в базилику, но после этого была проведена проверка, во время которой обнаружилась подмена ценных скульптур.
Оказалось, что из девяти фрагментов, которые входили в общий алтарь, два по каким-то причинам воры не тронули. Возможно, они просто не успели это сделать. Это позволило сличить состав и выявить подделку. Если бы не поступок вдовы антиквара, возможно, никто и никогда бы так и не заметил, что барельефы заменены копиями.
В 1994 году Центральным управлением по борьбе с незаконным оборотом культурных ценностей судебной полиции было начато расследование. Во время него выяснилось, что остальные пять шедевров были вывезены из страны:
- Один из них – барельеф Святого Иоанна Крестителя оказался во владении швейцарского дипломата, а затем в 1985 г. был продан году жителю Монако. Святыню возвратили в город в 2005 году при поддержке Синдиката национальных предметов антиквариата.
- Четыре оставшихся барельефа были объединены в 1988 году с частной американской коллекцией, вывезенной из Франции законно с разрешения администрации. Это удалось сделать, поскольку на тот момент кража ещё не была обнаружена. Поэтому возвратить барельефы удалось только в 2010 году после смерти их нового американского владельца.
Однако после смерти хозяина шедевров оказалось, что барельефов у него уже давно нет. Выяснить их судьбу поручили ФБР. Было проведено целое расследование. В ходе него стало известно, что предметы искусства продали двум английским торговцам. При этом новые хозяева не знали, что антиквариат получен преступным путем. В течение почти двадцати лет барельефы находились в частной английской коллекции. При этом последний владелец тоже не знал, что они были украдены.
В 2017 году город Бордо при помощи Министерства культуры и Министерства иностранных дел начал переговоры. Кульминацией их стало возвращение четырех пропавших панелей их последним британским покупателем. Таким был финал одной из самых необычных краж произведений искусства.
После реставрации в сентябре 2019 все панели нашли свое место в алтаре часовни Святого Иосифа, откуда и были украдены много лет назад. В итоге легендарные лепные барельефы до возвращения на Родину путешествовали 35 лет. Искусствоведы считают, что эта история достойна описания в шпионском романе или детективе.
Теперь панели прикрыты стеклами «Securit», а любоваться ими можно в строго отведённое время. Это вынужденная мера, поскольку служители боятся, что произведения искусства опять украдут, заменив заранее сделанными копиями.
Однако детективная история только увеличила популярность базилики. Туда постоянно приходит большое количество туристов, желающих полюбоваться красивой старинной лепниной и услышать от экскурсовода увлекательную историю об украденных и вновь обретенных шедеврах. Возможно, когда-нибудь этот рассказ услышит талантливый писатель или режиссер. Тогда весь мир узнает о злоключениях гипсовых барельефов.
вернуться к списку статей
Темы
- О гипсовой лепнине (277)
- Об архитектуре и дизайне (260)
- О дизайне интерьера (141)
- О ремонте (58)
Последние статьи
- Гипсовая лепнина в футуристическом дизайне
- Гипсовая лепнина в мечетях: искусство, традиции и символика
- Возможности использования гипсовой лепнины в тематических парках и развлекательных комплексах
- Гипсовая лепнина и культурные различия разных стран: Индия
- Искусство света: эстетика гипсовой лепнины и ее влияние на освещенность