Узбекские традиции гипсовой лепнины
Узбекскую гипсовую лепнину по ее тонкости и изяществу можно сравнить с ювелирными изделиями. Панно и и фрески, выполненные в необычной восточной технике, придают современным и старинным зданиям благородный стиль. Лепным декором в этой стране украшают выставки, кинотеатры, театры, административные здания. Практически в каждом городе есть фонтаны с гипсовыми скульптурами.
Поэтому все, кто посещал эту восточную страну, увозят с собой яркие впечатления от гипсовой лепнины. Многие затем обращаются в мастерские с просьбой создать дома такую же восточную сказку.
Что такое Ганч
Ганч (глиняный гипс, гая, арзик) — смесь гипса и глины, широко используемая в Средней Азии. Именно из неё и сделано большинство шедевров. Применяется для наружной отделки и создания внутреннего декора. Из ганча получаются прекрасные барельефы и другие рельефные элементы. Именно он является основным материалом для изготовления узбекской лепнины, поражающей своей красотой и изяществом.
Ганч – прочный и одновременно пластичный материал, по этим качествам превосходящий камень и дерево. Жаркий климат Узбекистана благоприятствует немедленному «схватыванию» раствора, что значительно облегчает работу мастера. Возможно, именно поэтому скульптура из этой гипсовой смеси часто используется в этой стране.
Традиционно мастера-штукатуры, называемые ганчкор, жили вместе в микрорайонах — махаллях и посвящали все свое время совершенствованию своей техники, которая впоследствии была передана ученикам.
Как создаются гипсовые узбекские шедевры
Вначале мастер выполняет подготовительные операции. Поверхность покрывается двумя слоями предварительно подготовленного гипсового раствора. Материал первого слоя сохнет очень быстро, и за пару минут становится твердым и монолитным.
Фото: источник
Верхний слой долго остается эластичным, как пластилин. Именно с ним работает мастер. Сначала он наносит на поверхность рисунок, заранее нарисованный на бумаге. Затем начинается скрупулезное вырезание рельефа на мягком гипсе. Эта работа требует воображения и аккуратности. Каждый мастер имеет свой почерк, поэтому все скульптуры индивидуальны.
Вот несколько способов резьбы по штукатурке из ганча:
- Пах-пардоз — рельефная скульптура с четко нарисованными линиями и формами;
- Чока-пардоз – скульптурные элементы с вогнутым центром;
- Табака-пардоз – тонкая техника с множеством граней, которая чаще всего используется для воспроизведения цветочных почек и лепестков.
Поверхность лепнины нередко покрывается красками, что придает ей узнаваемый «восточный» вид. Но и белая отделка также широко распространена. В Узбекистане тонкая скульптура из гипса часто сочетается с другими видами искусства, например, с живописью и графикой.
Некоторые факты из истории скульптуры из глиняной штукатурки — ганча
Люди, живущие на территории современного Узбекистана, начали использовать уникальные свойства ганча уже в начале нашей эры. Сначала его применяли только как штукатурку, но очень быстро мастера научились использовать в качестве украшения гипс.
Гипсовые рельефы, обнаруженные археологами в приемной зала цитадели Топрак-Кала в Хорезме, датируются III-IV веками. Образцы растительного мотива города Варахча из Бухары датируются VI-VIII веком.
На художественную скульптуру из гипса, как и на любое другое художественное направление, большое влияние оказали исторические события. Приход войск Александра Македонского, эллинов и вторжение арабов, отразились в традициях внутренней отделки и оформлении фасадов зданий.
В старых лепных элементах, изготовленных еще до принятия Ислама, встречаются изображения животных – в основном, коней и тигров. После принятия ислама, запрещающего лепить живых существ и людей, гипсовую поверхность стали украшать геометрическими и растительными узорами.
Фото: источник
Узбекские традиции скульптуры из гипса процветали и в средневековые времена. XVIII — XIX века отмечены использованием этого материала в Мавераннахре – регионе, расположенном на правом берегу Амударьи. Скульптуру использовали для украшения дворцов, мечетей, погребений правителей. Именно в этот период появились новые техники, движения и школы гипсовой скульптуры, различные стили узоров и орнаментов, каждый из которых был по-своему оригинален.
В конце XIX — начале XX веков центрами гипсовой скульптуры в Узбекистане являются Хива, Бухара, Ташкент, Самарканд и Фергана. В 20-х годах ХХ века лепниной богато украшались здания в Андижане, Намангане, Маргилане и Коканде.
Настоящей визитной карточкой Узбекистана стали здания, украшенные традиционными лепными элементами – Большой академический театр им. поэта Навои, театр драматического искусства им. Хамза, театр музыкальной комедии им. Мукими. Лепными узорами также украсили станции ташкентского метро. Соприкосновение с произведениями восточных мастеров превращает путешествие в эту страну в настоящую сказку.
вернуться к списку статей
Темы
- О гипсовой лепнине (277)
- Об архитектуре и дизайне (260)
- О дизайне интерьера (141)
- О ремонте (58)
Последние статьи
- Гипсовая лепнина в футуристическом дизайне
- Гипсовая лепнина в мечетях: искусство, традиции и символика
- Возможности использования гипсовой лепнины в тематических парках и развлекательных комплексах
- Гипсовая лепнина и культурные различия разных стран: Индия
- Искусство света: эстетика гипсовой лепнины и ее влияние на освещенность