Величайшие скульпторы XIX века
Развитие скульптуры в начале XIX века связано с существенным влиянием неоклассицизма на скульптурное и художественное искусство. При этом в течение века влияние это постепенно ослабевало, а величайшие мастера Европы все чаще увековечивали в своих работах монархов и правителей стран, в которых проживали. Эта эпоха подарила человечеству огромное множество знаменитых скульптур, вошедших в историю мирового искусства. XIX век можно по праву считать веком консерватизма, что проявлялось в первую очередь в скульптуре и лепнине мастеров этой эпохи. Вспомним величайших скульпторов XIX века и разберем их влияние на мировую творческую среду.
Огюст Роден
Франсуа Огюст Рене Роден (12 ноября 1840 года – 17 ноября 1917 года), известный как Огюст Роден, – самый знаменитый французский скульптор XIX века. Хотя Родена обычно считают прародителем современной скульптуры, он всю жизнь искал академического признания и пропагандировал классические подходы к созданию скульптуры. Как скульптор, Роден обладал уникальной способностью моделировать сложную, динамичную и глубокую композицию из гипса и глины.
Многие из его заметных скульптур были подвергнуты резкой критике при жизни великого мастера. Связано это с тем, что традиционно в то время скульптура была тематической и образной. Самая оригинальная работа Родена отошла от традиционных тем мифологии и аллегории, реалистично смоделировав человеческое тело, подчеркивая индивидуальный характер и величие личности. Роден был чувствителен к спорам вокруг своих работ, но отказался изменить свой стиль и не потерял индивидуальность своего творчества.
Фото: источник
Неожиданный реализм его первой крупной фигуры поспособствовал росту популярности Родена, благодаря чему он стал выдающимся французским скульптором своего времени. К 1900 году он уже был всемирно известным художником. Самыми знаменитыми работами Родена стали монументальные и реалистичные скульптуры «Мыслитель», «Врата ада» и «Поцелуй», которые еще при жизни мастера были размножены в виде многочисленных копий.
Жан-Батист Пигаль
Жан-Батист Пигаль (26 января 1714 – 20 августа 1785 года) был французским скульптором, который еще при жизни завоевал уважение коллег и популярность среди современников. Пигаль родился в Париже, седьмым ребенком простого плотника. Несмотря на то, что мастер долгое время не мог завоевать наград и призов, после многократных попыток он все-таки стал членом «Академии Рояль» и одним из самых популярных скульпторов своего времени.
Ранние работы Пигаля «Ребенок с клеткой» и «Меркурий, завязывающий сандалии» длительное время не находили признания и получили положительные отзывы и оценки только после смерти скульптора. В то же время работы зрелого периода, такие как обнаженный Вольтер, датированный 1776 годом (первоначально находился в Институте Франции, позднее куплен Лувром в 1962 году), были по достоинству оценены сразу же после презентации.
Пигаль обучал скульптора Луи-Филиппа Муси, который женился на его племяннице и точно скопировал стиль учителя в своих работах. Его имя сегодня широко известно не только благодаря работам мастера, но и благодаря знаменитому району красных фонарей Пигаля в Париже, расположенному вокруг площади с тем же названием.
Этьен Морис Фальконе
Этьен Морис Фальконе (1 декабря 1716 года – 24 января 1791 года) занимает лидирующее место среди знаменитых скульпторов Франции эпохи Рококо. Свои главные работы скульптор создал по заказу знаменитой покровительницы мадам де Помпадур, которая была фавориткой Людовика XV.
Фальконе родился в бедной семье в Париже. Молодой начинающий скульптор стремился обучаться у великих современников, и однажды его заметил Жан-Батист Лемоне, который сделал его слушателем своих курсов. Филигранной работе с мрамором будущего мастера обучил его родной дядя, который был по профессии мраморщиком. В 1744 году Фальконе стал студентом Парижской Академии искусств и создал одну из своих самых популярных работ «Милон Кротонский». За воплощение этой скульптуры в мраморе мастер получил почетное звание академика.
Фото: источник
В более поздних своих работах скульптор точно отражал дух эпохи Рококо, которой присуща некоторая драматичность и театральность. Популярность и признание мастеру принесла также серия скульптур «Музыка», «Амур» и «Купальщица», которые отражают женственность, грацию и изящество женской фигуры. Настоящим шедевром мастера явилась статуя «Зима», получившая восторженные отзывы не только рядовых ценителей искусства, но и гениальных современников автора.
Жан-Антуан Гудон
Жан-Антуан Гудон (25 марта 1741 года – 15 июля 1828 года) был французским неоклассическим скульптором, который славится своими бюстами и статуями философов, изобретателей и политических деятелей эпохи Просвещения. В своих работах Гудон увековечил таких великих деятелей: Дениса Дидро (1771), Бенджамина Франклина (1778-09), Жан-Жака Руссо (1778), Вольтера (1781), Мольера (1781), Джорджа Вашингтона (1785-88), Томаса Джефферсона (1789), Луи XVI (1790), Роберта Фултона (1803-04) и Наполеона Бонапарта (1806).
Он родился в Версале 25 марта 1741 года. В 1752 году он поступил в Королевскую академию живописи и скульптуры. Огромное влияние на творчество скульптора оказал период жизни и обучения в Риме, где Гудон изучал работы скульпторов эпохи Возрождения. Вернувшись в Париж, мастер приступил к созданию своих знаменитых бюстов, которые вошли в историю как самые достоверные и точные портретные работы, изображающие великих деятелей разных эпох.
Жан-Жак Каффиери
Жан-Жак Каффиери (29 апреля 1725 года – 22 июня 1792 года) был французским скульптором, работающим при дворе Людовика XV. Многие его скульптуры и сегодня представлены в качестве экспонатов Лувра и других великих музеев, а его бюст мадам дю Барри находится в коллекции Эрмитажа в Санкт-Петербурге. Мастер родился в Париже и происходил из семьи скульпторов из Италии, которые переехали во Францию во времена кардинала Мазарини.
Его отец Жак Каффиери и его старший брат Филипп Каффиери также были скульпторами. Трагедия жизни скульптора заключалась в том, что до самой смерти он оставался неженатым и не имел детей, посвятив всю свою жизнь исключительно высокому искусству.
Фото: источник
Будучи придворным скульптором на вилле Медичи в Риме с 1749 по 1753 год, а также учеником Франсуа Лемойна, он присоединился к Академии скульптуры династии де Пейнтуэр во Франции в 1757 году. За свою творческую жизнь мастер создал великолепные бюсты и портреты многих великих людей, в частности Пьера Корнеля, Томаса Корнейла, Филиппа Кинаула и др.
Джозеф Ноллекенс
Джозеф Ноллекенс (11 августа 1737 – 23 апреля 1823 года) [1] знаменитый скульптор из Лондона, который считается лучшим британским скульптором конца 18 – начала 19 века. Ноллекенс родился 11 августа 1737 года в Лондоне и был сыном фламандского живописца Йозефа Франса Ноллекенса. После обучения на родине мастер отправился учиться и работать продавцом антиквариата, реставратором и копиром в Рим, где он жил с 1760 по 1762.
По возвращении в Лондон в 1770 году он стал одним из самых популярных создателей бюстов и памятников и открыл собственную мастерскую. Хотя сам мастер больше любил работать над мифологическими сюжетами, именно благодаря его портретным бюстам он стал знаменитым и одним из самых модных портретистов в Великобритании.
При жизни Ноллекенс пользовался покровительством короля Георга III и ряда видных британских политических деятелей. В 1771 году Ноллекенс стал полноправным членом Королевской академии искусств.
Антонио Канова
Антонио Канова (1 ноября 1757 – 13 октября 1822 года) – итальянский скульптор эпохи неоклассицизма, известный своими великолепными мраморными скульптурами. Мастер считается одним из величайших неоклассических художников, а на создание скульптурных произведений его вдохновляли тенденции барокко и классического возрождения. Антонио Канова родился в Поссаньо и довольно рано остался без попечительства родителей. Его воспитанием занимался дед по отцовской линии Пасино Канова, который был каменщиком, владельцем мраморного карьера и скульптором-любителем. Он и привел Антонио в искусство скульптуры.
Фото: источник
Работы Антонио Канова наполнены движением, эмоциями и жизнью, что не всегда было характерно для скульпторов той эпохи. Самые знаменитые работы Канова собраны в коллекции Эрмитажа в Санкт-Петербурге и вызывают настоящее восхищение экспертов и ценителей искусства. Одной из самых знаменитых работ скульптора стала скульптура «Три грации», которая была создана под впечатлением от коллекции скульптур императрицы Жозефины. В 1802 году Канова был нанят для создания бюста Наполеона, после чего начался длительный период сотрудничества мастера с императорской семьей. С этого момента скульптор создал несколько десятков работ по заказу Наполеона и членов его семьи.
XIX век стал эпохой скульпторов, творящих под покровительством королей и императоров, что, безусловно, наложило определенный отпечаток на скульптурное наследие этого периода.
вернуться к списку статей
Темы
- О гипсовой лепнине (277)
- Об архитектуре и дизайне (260)
- О дизайне интерьера (141)
- О ремонте (58)
Последние статьи
- Гипсовая лепнина в футуристическом дизайне
- Гипсовая лепнина в мечетях: искусство, традиции и символика
- Возможности использования гипсовой лепнины в тематических парках и развлекательных комплексах
- Гипсовая лепнина и культурные различия разных стран: Индия
- Искусство света: эстетика гипсовой лепнины и ее влияние на освещенность