(495) 749-96-96
(903) 010-73-73
Заказать обратный звонок

Гипсовая тайна венецианской маски

Гипсовая тайна венецианской маски

Гипсовая лепнина и скульптура – далеко не единственные направления использования гипса в жизни человека. Отдельным направлением гипсового искусства стала уникальная венецианская маска, которая считается символом знаменитого на весь мир карнавала.

Венецианский карнавал – это торжество масочной мистерии, буйство красок и безудержное веселье для всех его участников. Венецианская маска – неотъемлемый атрибут одного из самых больших праздников Италии и всей Европы. Скрывая личность своего владельца, этот вычурный гипсовый аксессуар дарит ощущение легкости, раскованности и свободы.

Сегодня для карнавальных торжеств изготавливают самые разные маски: от классических персонажей и героев уличного театра до эксклюзивных образов, придуманных самими заказчиками. Карнавальная маска изготавливается и декорируется вручную, что обеспечивает высокое качество этого загадочного и необычного гипсового изделия.

История карнавальной маски

Истоком зарождения моды на венецианские маски считается довольно смутный период истории Венеции – эпидемия чумы. По легенде врач, идя к больному, надевал маску с огромным, длинным носом, кончик которого поливал эфирными маслами. Считалось, что такие действия помогают защититься от болезни. В действительности же доктор выглядел устрашающе, а маска никоим образом не предотвращала заражение чумой.

Пик своей популярности маски обрели в 18 веке, когда каждый горожанин Венеции ежедневно носил этот необычный для других городов аксессуар. Мода на анонимность настолько захватила венецианцев, что горожане приобретали новые маски чуть ли не каждый день. В городе официально работали более 10 лавок, которые изготавливали и продавали венецианские маски. Это и неудивительно, ведь для венецианцев маска стала символом безграничной свободы и безнаказанности за перевоплощение.

Высшее общество, простые горожане, воры и аферисты ежедневно надевали маски, чтобы предаваться любым порокам и забавам, сохраняя свое благородство в глазах родных, друзей и знакомых. Надевая это оригинальное украшение и скрывая свое лицо, можно было посещать игральные комнаты, бордели, совершать кражи и даже преступные нападения, не подвергаясь общественному осуждению и избегая правосудия. Анонимность и безнаказанность вскоре повергли бы Венецию в пучину декаданса и морального упадка, если бы не решение ограничить использование масок в общественной жизни.

Сегодня ношение масок в Венеции строго регламентировано законом – аксессуаром разрешается пользоваться в дни Венецианского Карнавала, в период Вознесения и во время официальных праздников Республики.

Гипсовая тайна венецианской маски
Фото: источник

Технологии изготовления венецианской маски

Еще на заре популярности венецианской маски этот аксессуар нередко изготавливали из тонкой, хорошо выделанной кожи, а сегодня мастера используют самые разнообразные материалы и техники. Так, для изготовления основы карнавальной маски применяется гипсовая смесь, пластик, картон, бумага и латекс. Для украшения оригинального аксессуара используются стразы, камни, перья, ткани, кружева, акриловые и масляные краски, лаки и т.д.

Современные мастера предпочитают использовать для создания уникальных карнавальных аксессуаров две наиболее легкие и удобные техники, которые можно комбинировать между собой:

  • Гипсовая техника – основа для будущей маски представляет собой слепок из гипсовой смеси, снятый с лица человека или пластикового манекена. После высыхания гипсовой заготовки на внутреннюю сторону наносится слой вазелина и картонно-бумажной смеси, приготовленной по специальному рецепту. Далее заготовка сушится и шлифуется, а уже в полностью готовой маске прорезаются отверстия для глаз, в зависимости от персонажа маски – для рта и носа. Только после того, как гипсовая форма полностью готова, мастер приступает к декорированию аксессуара.
  • Техника папье-маше — предполагает лепку основы маски из специальной смеси, которая состоит из волокнистых материалов и склеивающих веществ. Формовка основы выполняется вручную при помощи пластиковых форм. После окончательного затвердения смеси папье-маше будущая маска снимается с пластиковой формы, шпаклюется и шлифуется наждачной бумагой. На следующем этапе наносится краска-основа, а после ее высыхание мастер начинает прорисовывать художественные детали и декорировать аксессуар, придавая индивидуальность масочному персонажу.

Говоря о взаимосвязи описанных выше техник, следует отметить, что гипс достаточно часто используется в качестве клеящей составляющей формовочной смеси папье-маше, а состав из волокнистых материалов применяют для отделки гипсовой заготовки, чтобы сделать ее более удобной и безопасной.

Гипсовая тайна венецианской маски
Фото: источник

Самые известные карнавальные маски Венеции

Каждый год венецианские карнавалы пестрят огромным разнообразием масок с эксклюзивным декором и самыми вычурными формами. Однако особой популярностью на каждом карнавале пользуются традиционные венецианские образы:

  • Маска «Баута» — пожалуй, самый известный и популярный образ на венецианских карнавалах. Маска этого типа характеризуется резкими и жутковатыми чертами и выполняется только в черном и белом цветах. Маска не только скрывает лицо своего владельца, но и позволяет свободно кушать и пить, что очень удобно для карнавальных торжеств. Такая маска обычно имеет выраженный нос и удлиненный подбородок, нередко выполненный в виде острого треугольника. Образ Баута включает еще несколько дополнительных аксессуаров – треугольная шляпа и черный плащ из грубой ткани, скрывающий фигуру. Историки утверждают, что образ Баута – это зловещий персонаж, которым в Венеции пугали детей. Такой маской в средние века пользовались и мужчины и женщины. Маска Баута стала универсальным аксессуаром, которым пользовались и государственные деятели, и аферисты, и преступники, и самые обычные венецианцы;
  • Маска «Моретта» — еще один распространенный в Венеции тип классического карнавального убранства. Маска «Моретта» это женский образ, который примеряли на себя представительницы прекрасного пола при посещении храмов и монастырей. Стандартная маска этого типа имеет овальную форму и декорируется черным бархатом. Зачастую образ дополняли черной вуалью и длинными волосами. Еще одной отличительной чертой маски Моретта считается отсутствие прорези для рта;
  • Маска «Венецианская дама» — изысканный аксессуар для представительниц прекрасного пола. Эта маска стала ярким образом средневековой венецианской дамы – женщины в богатом убранстве с замысловатой прической и огромным количеством драгоценных украшений. Традиционно маска «Венецианская дама» украшается богато и ярко – для декора используют жемчуг, атлас, бархат, сусальное золото, перья, кружева Образу венецианской дамы соответствуют еще несколько сюжетных масок – Либерти, Фантазиа, Ольга, Реджина, Валери. Этот вид венецианской маски открывает мастерам широкое поле для фантазии и творчества, что легло в основу создания настоящих шедевров гипсового искусства масок.
  • Маска «Кот» — стала популярной благодаря народной легенде. Венецианцы рассказывают, что несколько столетий назад в городе практически не было кошек и прибывший в поисках лучшей жизни китаец со своим котом стали подарком небес. Кот выловил всех мышей во дворце короля, а его владелец получил щедрое вознаграждение за своего питомца. Маска кота может иметь различную форму, неизменными элементами остаются небольшие ушки и прорезь для глаз характерного кошачьего типа. Декорируется маска зачастую акриловыми или масляными красками, позолотой, стразами, бусинами;
  • Маска «Коломбина» — это образ актрисы из уличного театра Дель Арте. По легенде Коломбина была очень красивой женщиной и не желала скрывать свою красоту, поэтому предпочитала надевать полумаску, которая скрывала лишь верхнюю часть лица. Маска «Коломбина» украшается самым дорогим и эффектным декором: жемчуг, драгоценные камни, серебро, натуральные перья, сусальное золото, хрусталь;
  • Маска Вольто – самая нейтральная, каноническая венецианская маска, имеющая второе название «Горожанин». Особенность этой маски – отсутствие запретов и ограничений на ее ношение. В результате маску Вольто для сохранения анонимности могли носить как вельможи, так и плебеи. Нередко именно эту маску использовали любовники, аферисты и представители сексуальных меньшинств, что создало вокруг нее особенную «нехорошую» славу.
  • Маска Доктор Чума – одна из самых устрашающих и впечатляющих венецианских масок, история появления которой уже частично описана выше. Длинный клюв, красные окуляры, широкополая шляпа и черный плащ – все это обязательные атрибуты костюма чумного доктора, без которого не обходится ни один Венецианский карнавал.

Венецианские карнавальные маски
Фото: источник

Большой популярностью на Карнавале в Венеции также пользуются маски Пульчинелла, Арлекина, Дзани, Джокера, Панталоне и др.

Итальянская аллегрия (постоянно приподнятое настроение) неизлечима, а венецианская маска стала для итальянцев одним из способов получать от жизни максимальное удовольствие. В этом и заключается гениальность и драгоценная тайна венецианской маски. Создание гипсовой венецианской маски – настоящее искусство и мастерство, доступное далеко не каждому скульптору и художнику. В Венеции существуют целые династии, передающие из поколения в поколение секреты этого уникального гипсового искусства.

источник обложки


вернуться к списку статей

Темы

Последние статьи

Лепнина из гипса от ГессоСтар по приемлемым ценам! Ближайшие станции метро: Панфиловская, Октябрьское Поле, Сокол. Студия находится около поселка художников, в районе Сокол г. Москвы
Адрес: улица Панфилова, 4к1,
Москва,
125080
Россия.
Тел: +7 (495) 749-96-96