Венера Милосская пряла пряжу и даже, возможно, была проституткой
Начиная с 1820 года, когда скульптура Венеры была найдена на эгейском острове Милос, историков и искусствоведов волновал вопрос, чем же были заняты ее руки. Ни одна скульптура, ни одно произведение искусства никогда не вызывало таких споров.
Венера Милосская, которую приписывают греческому художнику Александросу Антиохийскому, находится на постоянной экспозиции в Лувре в Париже. Ученые, применив новые трёхмерные технологии, выдвинули версию, что женщина пряла нить. Это было одним из занятий жриц любви, поджидающих клиентов, что позволило предположить, что Венера, вероятно, была одной из представительниц древнейшей женской профессии.
Что было в руках у Венеры. Различные версии
В разные годы учеными выдвигались самые разные версии, что было в руках у красавицы:
- Копье или другое оружие.
- Карманное зеркало, в которое смотрелась Венера, считавшаяся богиней любви.
- Лавровый венок (один или несколько). Согласно одной из версий, она запечатлена во время надевания венка на голову.
- Пьедестал для поддержки левой руки.
- Младенец – довольно неправдоподобная, но тоже высказываемая версия.
- Ничего. Ее представляли стоящей рядом с воином — Марсом или Тесеем, касающейся его плеча левой рукой.
- Щит, где записаны имена героев. Поэтому некоторые учёные и искусствоведы считали, что это богиня Победы, а не любви.
Существовала масса и других самых разнообразных версий — от спортивных снарядов до самой разной домашней утвари. Но точного ответа ученые так и не могли дать.
Фото: источник
А нужно ли знать, чем занималась древняя женщина
Венера Милосская — сюрреалистический шедевр. Отсутствие рук у этой скульптуры делает ее странной и сказочной. Она идеальна, но несовершенна, красива, но сломана. Чувство загадочной незавершенности превращает древнее произведение искусства в современное.
В 1936 году Сальвадор Дали сделал копию Венеры Милосской со вставленными в нее ящиками, чтобы использовать древний шедевр в качестве предмета мебели. Дали увидел в безрукой греческой богине готовый сюрреалистический объект.
Эта статуя буквально воплощает двойственное отношение современного мира к классической красоте. В 18 веке аристократы и художники совершали грандиозные туры в Рим, чтобы почтить память Аполлона в музее Ватикана. У этого шедевра есть обе руки, и он совершенен во всех отношениях. Двести лет назад им восхищались, как образцом гармонии и божественной красоты. Но со временем совершенство стало утомлять публику, и ей захотелось чего-то необычного. Тривиальные изделия из гипса или мрамора, даже доведенные до совершенства, просто надоели.
Безрукая Венера Милосская вошла в европейскую культуру в 19 веке, когда художники и писатели отвергали идеалы. Именно отсутствие рук делало статую узнаваемой и загадочной, а значит – интересной. Да и сейчас вряд ли кому-то из посетителей Лувра, где стоит скульптура, интересно, за каким занятием застал женщину древний скульптор. И мало кто, кроме ученых, стремится узнать, чем были заняты ее руки. Но научный мир продолжает разгадывать эту загадку.
Загадка статуи разгадана. Венера Милосская пряла нить
Профессор археологии Элизабет Вейланд Барбер предположила, что статуя Венеры изображала проститутку, прядущую нить. Женщины самой древней профессии в пору античности за этим занятием коротали время в ожидании клиентов, и в греческом искусстве есть много ваз с изображением гетайр — так называли куртизанок. У древних греков прядение ассоциировалось с интимными услугами, как и производство текстиля. Об этом писал историк искусства Рэйчел Розенцвейг в своей книге 2004 года «Поклонение Афродите». Появилась версия, что статуя в первоначальном варианте вращалась.
Проверить это удалось с помощью современных трёхмерных технологий. Ученым Космо Венманом – дизайнером и художником из Сан-Диего была произведена первая цифровая 3D-съемка всемирно известной статуи, которая теперь находится в свободном доступе. Этот исследователь уже прославился тем, что с помощью современных технологий восстановил утраченный нос на бюсте Александра Великого в Инопосе в Лувре.
Фото: источник
После нескольких попыток была изготовлена пластиковая модель и даже воссоздана прядильная нить, которая проходила сквозь руки статуи. Нитка была тонкой и легкой, собирающейся в пушистый легкий клубок.
Превращение компьютерной модели в осязаемую скульптуру дало неожиданное понимание оригинала. Космо Венман сообразил, что ни прялка, ни пучок волокон, ни веретено не могли быть сделаны из мрамора или гипса. Вероятно, эти части скульптуры были изготовлены из золота или серебра, поэтому были просто украдены или потеряны.
Воссоздание облика Венеры дает правдоподобный ответ на вопрос, заданный археологом Элмером Г. Зуром в 1950-х и 1960-х годах. Зур отождествил многие классические скульптуры с позами, напоминающими вращение, но ни у одной из них не было инструментов. Ученый утверждал, что художники просто отказались от изображения прялок и веретен, предполагая, что в древние времена были достаточно знакомы с этим процессом и распознают позу и жесты. Новая версия предлагает лучший ответ: инструменты были отдельными аксессуарами из драгоценных металлов, которые были потеряны или украдены.
Не все представители научного мира согласны с мнением, о том, что Венера Милосская была прядильщицей и представительницей самой древней женской профессии, но и опровергать эти гипотезы никто не спешит. Причина кроется в том, что этот шедевр интересен сам по себе вне зависимости от того, как были расположены его руки. Посмотреть Венеру с руками можно на специально созданном трехмерном изображении, но это мало кому интересно, кроме ученых.
вернуться к списку статей
Темы
- О гипсовой лепнине (278)
- Об архитектуре и дизайне (260)
- О дизайне интерьера (142)
- О ремонте (58)