Венера Милосская с ящиками Сальвадора Дали – от классицизма к сюрреализму. О чем хотел сказать скульптор
Статуя Венеры Милосской, обнаруженная в развалинах древнего города Милоа и выставленная в Лувре, считается образцом женской красоты. Но в 1936 году эксцентричный сюрреалист Сальвадор Дали создает совершенно другую Венеру.
Эта репродукция шедевра из гипса и бронзы наполовину меньше оригинала, но зато в ней есть ящики с меховыми помпонами, расположенными на лбу, груди, животе и левом колене. Зачем испанец переделал античное произведение, и что он хотел сказать своим творением?
Вначале гипсовая статуя с ящиками появилась на рисунке
Дали неоднократно соединял человеческое тело с другими предметами. Эта идея реализована в его картинах «Антропоморфный шкафчик», где женщина или мужчина стали комодом, и «Атмосферный стул», в котором абстрактные, но, возможно, человеческие формы, выходят из шкафа, и вдали видна чья-то одинокая фигура.
Скульптурная Венера Милосская вначале тоже была нарисована масляной краской на куске дерева. Картина изображала женщину в виде большого шкафа с шестью ящиками, и ее фигура была более пышной и мускулистой, по сравнению с оригиналом.
Сюрреалист даже придумал, какую позу можно придать утерянным рукам шедевра. На картине женщина сидит, вытянув ноги и опираясь на правую руку, а другая – вытянута вперед. Ее голова наклоняется вперед, длинные волосы ниспадают в приоткрытые ящики. Есть вариации, где она изображена с ребенком на руках.
Однако плоского изображения испанцу, видимо, не хватало. Поскольку он был еще и скульптором, Дали решил усовершенствовать Венеру дальше. Так и появилась статуя с ящиками.
Венера Милосская и ящики – чем обусловлен странный выбор
Эксцентричный испанец был художественным гением с сюрреалистическим вкусом. Но, чтобы спровоцировать переворот в понятиях о красоте в искусстве, к которому стремились сюрреалисты, нужна была какая-то знаковая скульптура, которой и стала Венера.
Так получилось, что первым произведением Дали в детстве был глиняный этюд Венеры Милосской, и с тех пор он был ей очарован. «Мой первый опыт работы в скульптуре принес мне неизведанную восхитительную эротическую радость», — вспоминал сюрреалист.
Квинтэссенция классической женской красоты — богиня появлялась на протяжении всей его карьеры. Она выставлялась в его павильоне «Мечта о Венере» 1939 года на Всемирной выставке, где зрителя приглашают пройти через ее сны, и в «Галлюциногенном тореадоре» 1969 года. Тени на ее теле стали источником иллюзии лица тореадора. На голограмме 1973 года она появляется как микрофон музыканта Элиса Купера.
Легенда рассказывает, что у молодого Дали был друг, который всегда носил одежду с несколькими пришитыми карманами. Отсюда и происходит склонность сюрреалиста к карманам и ящикам.
Зачем сюрреалист переделал статую. Дали и Фрейд
В 1936 году Сальвадор Дали вылепил гипсовую статую уменьшенного размера, на которой сделал отверстия в нескольких местах, где решил разместить ящики, которые заказал плотнику. Отверстия расположены на лбу Венеры, по одному на каждой груди, два – на животе и одно на левом согнутом колене. Ящики он украсил помпонами из меха белой норки.
Использование тела женщины в качестве шкафа с помпонами показывало слияние мягкого и жесткого, открытого и закрытого. Считается, что на Дали так повлияло изучение трудов Фрейда. Венера стала трехмерной кульминацией исследований глубоких психологических тайн.
Любовь Дали к фрейдистскому психоанализу достигла пика, когда он встретился с Фрейдом лично. Психоаналитик во время встречи сказал Дали «В классических картинах я ищу подсознание, в сюрреалистических картинах — сознательное». После этой встречи испанец увлекся психоанализом, сделав его объектом Венеру. Так он одновременно показывал свое отношение к учению Фрейда и привлекал внимание к сюрреалистическим произведениям.
Необычная скульптура из гипса вызвала интерес в мире искусства. Было непонятно, зачем сюрреалист переделал античный шедевр. Эксцентричный испанец объяснял, что, снабдив Венеру ящиками и помпонами, он показал скрытые человеческие желания – полуоткрытые ящики вызывают желание заглянуть в них и увидеть то, что скрыто внутри, но женщина не позволяет это видеть. Шелковистые помпоны означают желание ласки и чувств. Так сюрреалист показал в своей манере ощущение «Смотри, но не трогай».
Дали хотел, чтобы люди открылись своим желаниям и другим подсознательным проблемам, с которыми они могут столкнуться. Это, по его мнению, это сделало бы человечество лучше и помогло раскрепоститься от условностей.
Дали заявлял, что «единственная разница между бессмертной Грецией и современностью — это Зигмунд Фрейд, который обнаружил, что человеческое тело, чисто платоническое в греческую эпоху, в настоящее время заполнено секретными ящиками». По мнению Дали, открыть такие ящики способен только психоанализ. Поэтому Венера стала трехмерной иллюстрацией идей Фрейда. Другой целью стало стремление показать возможность слияния в искусстве, казалось бы, несовместимых материалов, элементов и вещей.
Многие искусствоведы считают, что расположение ящиков выбрано неслучайно:
- Левая грудь означает сердце, правая – память.
- Солнечное сплетение – жизнь.
- Живот – способность вынашивать детей.
- Нога — непостоянство движений и поступков.
- Ящик, расположенный в голове, не вызывает сомнений — мужчины всегда хотели знать, что творится внутри прекрасной женской головки.
В результате один античный шедевр породил другой, более поздний, но не менее интересный. Гипсовые реплики этого художественного произведения крайне популярны. Это вполне объяснимо, поскольку скульптура Дали прекрасно сочетается как с классическими интерьерами, так и с различными вариантами авангардного оформления.
вернуться к списку статей
Темы
- О гипсовой лепнине (281)
- Об архитектуре и дизайне (267)
- О дизайне интерьера (145)
- О ремонте (61)