Винченцо Вела — скульптор, создавший музей бесценных гипсовых моделей
Винченцо Вела (1820-1891 гг.) — один из самых влиятельных европейских скульпторов девятнадцатого века. Мастер работал в Италии и оставил после себя богатое наследие — готовые работы и гипсовые модели, на которых до сих пор обучаются молодые таланты.
Из каменщиков в скульпторы
В. Вела родился в небольшой деревне Лигорнетто в довольно бедной семье Джузеппе Вела и Терезы Казанова. Еще будучи ребенком он устроился учеником каменщика в каменоломни Безацио и Виджу, где продемонстрировал талант и мастерство в обработке камня.
В 1834 г., поняв, что нужно учиться дальше, будущий скульптор последовал за своим старшим братом Лоренцо в Милан, где тот занимался гипсовой лепниной. Винченцо же продолжил учиться на каменщика у мастера, работающего над собором.
Через год Вела поступил в Академию Брера, где сразу же привлек внимание победами в соревнованиях по различным дисциплинам. Завершил он свое обучение как скульптор в мастерской Бенедетто Каччиатори (1793-1871 гг.).
В 1842 г. Вела выиграл конкурс Венецианской академии, где показал независимость от классического диктата, царившего в академическом преподавании скульптуры. После окончания учебы в 1844 г. мастер начал получать государственные и частные заказы и открыл свою собственную студию, где начал создавать работы, имевшие большой успех у критиков. Среди них наиболее известны статуя «Епископа Лувини» (1844 г.), «Утренняя молитва» (1846 г.) и «Запустение» (1850 г.).
Все работы скульптора вызывали ажиотаж из-за их строгого соответствия реальности. Они были широко признаны публикой и прогрессивными критиками.
Война — новый взгляд на мир и искусство
В 1847 г. Вела ушел добровольцем на Зондербундскую войну, где встретил генерала Г. Дюфура, чей портрет он сделал несколько лет спустя (1849 г.). Позже он также сражался в кампании против Австрии в Ломбардии, участвуя в восстании Комо (1848 г.). Вернувшись в Милан после этого поражения, он вернулся к портретной живописи и надгробной скульптуре, пользующейся спросом у богатых аристократов.
Фото: источник
Личное участие Вела в военных конфликтах того времени не прошло даром. Благодаря этим событиям были написаны изображения главных военных и политических современников, включая генерала Гийома-Анри Дюфура, Джузеппе Гарибальди, Камилло Бенсо, графа Кавура. Была реализована также одна из самых известных работ — Спартак (1850 г.), рассматриваемая некоторыми искусствоведами как олицетворение борьбы за независимость в Италии.
В 1851 г. выставка Спартака в Брере утвердила Вела как лидера натуралистической школы и представителя идеалов Рисорджименто в скульптуре. По этой причине уже в следующем году скульптор был вынужден покинуть Милан. Он поселился в Турине, где мог рассчитывать на поддержку либеральных кругов.
В Турине много лет Вела преподавал скульптуру в академии Альбертина. Именно здесь были созданы монументальные и погребальные скульптуры: Alfiere (1859 г.) для площади Кастелло в Турине и L’Armonia dolente, памятник Гаэтано Доницетти (1855 г.).
Признание и успех
1880-е годы ознаменовали дальнейшую эволюцию в его стиле и возобновили успехи с его «Жертвами труда» (1882-1883 гг.), памятниками Агостино Бертани (1887 г.) и генералу Джузеппе Гарибальди (1889 г.), ныне находящемуся на площади Виттории в Комо, знаменитыми надгробными памятниками, находящимися в кантоне Тичино, Ломбардия и Пьемонт.
С 1856 г. Велла был профессором скульптуры в Альбертинской академии. В Турине его карьера процветала и была изложена крупными общественными комиссиями и его участием в национальных и международных выставках. Скульптор также управлял тремя студиями.
После триумфа на Международной выставке в Париже в 1867 г. с «Последними мгновениями Наполеона I», купленным императором Наполеоном III, скульптор удалился на свою виллу в Лигорнетто. Здесь он построил дом-студию-музей — рабочее место и пространство, в котором можно было принимать посетителей. В специально созданном зале Винченцо Вела регулярно показывал свои работы широкой публике — швейцарским и итальянским любителям искусства.
После смерти художника его сын Спартако исполнил его желания, завещав Швейцарской Конфедерации виллу в Лигорнетто и все работы отца.
Фото: источник
Музей Винченцо Вела
Музей был открыт в 1898 году. Вилла претерпела несколько изменений, особенно во втором десятилетии девятнадцатого века. Во время последней реставрации архитектор Марио Ботта превратил резиденцию художника девятнадцатого века в современный музей-дом, оснащенный всеми необходимыми реквизитами современных музеев. Он также восстановил восьмиугольный зал в его прежней центральности и создал новый тип системы отображения для монументальных работ Винченцо Велы.
Этот центральный восьмиугольник, известный как «гипсовый литой зал», где демонстрировались многочисленные работы Винченцо и, в частности, его монументальные портреты героев Объединения Италии, прозвали «пантеоном», с намеками на святость искусства и художника, а также за многочисленные скульптуры многих прославленных итальянских политиков и деятелей культуры.
Помимо многочисленных оригинальных гипсовых слепков, моделей и рисунков работ Вела здесь хранится несколько скульптур его брата Лоренцо (1812-1897 гг.) и картины, рисунки и керамика его сына Спартака (1854-1895 гг.). Выдающиеся экспонаты — это также картины и гравюры ломбардских и пьемонтских художников, друзей семьи Вела.
Парк Винченцо Вела — часть сети Gardens of Switzerland, объединяющей самые красивые сады Швейцарии.
Самые красивые работы Вела — красота и аллегория в надгробных памятниках
Истинные ценители красоты считают, что лучшие работы Вела — гипсовые модели памятников. Они в основном погребальные, и в них доминирует аллегорическая женская фигура. В ней скульптор поддерживает многовековые традиции скульптуры и живописи, хотя и интерпретирует собственный пластический язык, используя живописные эффекты, например в изображении волос.
Одна из красивейших работ Вела — «Италия благодарна Франции». Скульптура была выполнена по частному заказу группы патриотически настроенных миланских дам, желающих представить ее императрице Франции Евгении, супруге Наполеона III.
Фото: источник
Во время Второй империи Франция поддерживала усилия Италии по завоеванию независимости от Австрийской империи. На этот факт намекает двусмысленное изображение отношений между двумя государствами. Кроме того, частичная нагота «Италии» вызвала жаркие дебаты о желаемой, но недостижимой эмансипации полуострова от иностранных держав.
Ещё одна красивая работа — гипсовый памятник Г. Доницетти, заказанный у Велы семьей композитора. Вела создал аллегорическую фигуру стройной молодой женщины, увенчанной звездами, когда она меланхолически наклоняется над арфой. Девушка оплакивает кончину композитора, изображенного в медальоне над крыльями времени и окруженного музыкальными партитурами.
Изысканный пример детской портретной живописи — портрет юной графини Леопольдины д’Адда с собакой. Маленькая дочь маркиза К. д’Адда и М. Фалько изображена в очаровательной жанровой сцене с собачкой. В этой работе исполнение деталей, свежесть и спонтанность моделирования умело сочетаются с мастерской композицией.
Есть среди работ мастера и незаконченные. Среди них невероятно красива скульптура «Три купальщицы». Она должна была представлять собой групповой портрет трех дочерей маркиза Ала Понцоне, изображённых на берегу бассейна, на точке входа в воду. Эта яркая и естественная гипсовая модель вращается вокруг умелого и тщательно пропорционального расположения тел молодых девушек. Однако мраморная копия модели так и не была сделана из-за недопонимания между художником и его клиентом.
Гипсовые модели — бесценная коллекция музея Винченцо Вела
Основная коллекция музея — обширный ансамбль гипсовых моделей почти всех скульптурных работ Винченцо Вела. Вместе они образуют одну из самых важных коллекций гипсовых моделей в Европе. По сравнению с другими примерами, чьи коллекции гипсовых слепков были взяты из скульптурных работ, уже выполненных в камне, гипс Вела — за малым исключением — оригинальные модели, предшествующие знаменитым скульптурам, выполненным из камня или бронзы. Поэтому они — автографы и, следовательно, имеют неоценимую ценность.
Во времена В. Вела гипсовые модели занимали важное место в творческом процессе скульптора. Художник начал создавать рисунки и небольшие трехмерные эскизы, затем приступал к созданию полномасштабной глиняной модели, воспроизводимой после завершения в гипсе. Таким образом, гипсовая модель представляла собой окончательный ориентир для композиции, прежде чем работа переносилась на каменный блок или сплавлялась в металлическую скульптуру.
Благодаря ключевому положению в этом процессе перевода идеи в материальную реальность гипсовая модель представляет собой «интерфейс» между исследовательским и дизайнерским аспектом и более техническими или практическими аспектами создания скульптуры.
Отметки на гипсовых поверхностях свидетельствуют о стадиях этого сложного процесса и, следовательно, представляют собой важный «физический» документ периода, когда многие аспекты лабораторной практики художника не были задокументированы иначе. Гипсовые модели — богатый источник, позволяющий изучить невыраженные и неисследованные аспекты подхода скульптора к материализации идей.
Вела сохранил почти 200 штук оригинальных гипсовых моделей, и с 1867 г. курировал подготовку студентов в своем доме-музее в Лигорнетто. Драгоценная коллекция, состоящая из моделей, скульптур, терракотовых эскизов, некоторых редких критских изделий, фотографий, рисунков, частной библиотеки и архива писем и документов, как сказано выше, была завещана Швейцарской Конфедерации.
К моделям Винченцо Вела прилагаются гипсовые и терракотовые работы его старшего брата Лоренцо, искусного живописца и декоратора, в том числе шесть аллегорических люнетов, задуманные им для Cà de’ Sass (миланский банк Cassa di Risparmio).
Эта коллекция представляет собой важное свидетельство для изучения истории искусства и инструмент большой дидактической ценности. Скульптор продвигал свое творчество и поощрял учебу и приверженность молодежи художественной сфере.
Музей Винченцо Вела был официально открыт в 1898 г., став вторым швейцарским федеральным музеем и первым музеем в Тичино. В Европе музей Винченцо Вела — уникальный случай, созданный живым скульптором и объединяющий в одном месте три аспекта частной резиденции, художественного ателье и общественного музея.
Фото: источник
Музей как центр изучения искусства Винченцо Вела
Хотя значительное влияние В. Вела на практику скульптуры в девятнадцатом веке рассматривалось с историко-художественной точки зрения, материалы и методы, используемые для изготовления его моделей, и сыгранная ими роль в его работе не были глубоко изучены, несмотря на большое разнообразие методов обработки и отливок из естественных форм, часто используемых им.
Сейчас ученые все-таки решили это сделать. В ходе исследовательских проектов, организованных музеем Вела, изучаются письменные источники, способные пролить свет на методы работы Винченцо Вела. Заявлено также о прямом междисциплинарном исследовании поверхностей, позволяющем изучить материалы и методы работы, используемые для создания этих моделей.
Задача специалистов — разработать более глубокое понимание физических свойств, характеристики материала и изучить роль гипсовой модели в рабочем процессе на различных этапах создания и реализации скульптуры.
Подобные проекты позволят расширить знания о методах Вела и его способе работы со скульптурой. Новые исследования дополнят другие научные инициативы, характеризующие музей как центр изучения искусства Винченцо Вела на местном уровне и станут частью оживленных международных дебатов по этим вопросам, предоставляя важную информацию для сохранения этой поистине единственной в своем роде коллекции.
вернуться к списку статей
Темы
- О гипсовой лепнине (280)
- Об архитектуре и дизайне (262)
- О дизайне интерьера (142)
- О ремонте (59)