Техника воспроизведения скульптур
Процессы литья используются в скульптуре либо для изготовления копий, либо в качестве основных этапов производства готовой работы.
Для изготовления форм и отливок используются многочисленные материалы. Некоторые методы сложны и требуют очень высокой квалификации мастера.
Пресс-формы и гипс
Используется для изготовления слепка с мягкого пластичного материала, обычно глины. Метод особенно полезен для изготовления мастер-форм для их последующего воспроизведения в металле.
Основная процедура заключается в следующем.
- Первый этап. Форма создается в жидком гипсе, застывающем поверх оригинальной глиняной модели. Для отливки рельефов достаточно цельной литейной формы, а для скульптуры в круглой форме требуется, по меньшей мере, две секции.
- Второй этап. Когда гипс застыл, форма разделяется, глиняная модель удаляется.
- Третий этап. Пресс-форма очищается, собирается и заполняется саморегулирующимся материалом, таким как гипс, бетон или смола, армированная стекловолокном.
- Четвертый этап. Пресс-форма тщательно отсоединяется от слепка. Порядок повторной сборки и заполнения формы может быть изменен.
Фото: источник
Гибкие формы для отливок
Штучные формы используются для изготовления более одного слепка с мягкого или жесткого оригинала, и особенно хороши для воспроизведения существующей скульптуры и для литья слипом. До изобретения гибких пресс-форм, формовочные детали использовались для изготовления восковых отливок для литья металла методом выплавляемого воска.
Штучная форма состоит из секций, которые можно извлечь, не повредив оригинальную модель. Количество секций зависит от сложности формы и количества деталей. Для действительно больших, сложных работ могут потребоваться десятки или даже сотни секций.
Секции пресс-формы аккуратно скреплены между собой и поддерживаются гипсовой коробкой. Когда форма заполнена, она может быть удалена по частям и использована снова. Формование деталей — это высококвалифицированный и трудоемкий процесс.
Изготовленные из таких материалов, как желатин, винил и резина, гибкие пресс-формы используются для изготовления более одного слепка. Они предлагают гораздо более простую альтернативу штучному литью, когда оригинальная модель является жесткой со сложными формами и выточками.
Материал расплавляется и выливается вокруг исходного позитива в срезы, если это необходимо. Будучи гибкой, форма легко отрывается от жесткой поверхности, не вызывая повреждений. Во время заполнения (воском, гипсом, бетоном, смолами, армированными стекловолокном) пресс-форма должна быть окружена гипсом, чтобы предотвратить искажение.
Отливка с воском
Восковая основа — это традиционный метод литья металлической скульптуры. Способ требует особой конструкции формы, которая состоит из сердечника, изготовленного из огнеупорного материала и наружного слоя воска.
Позитив может быть получен либо прямым моделированием воска поверх подготовленной сердцевины, и в этом случае процесс известен как прямое литье по выплавляемым моделям, либо заливкой в литейную форму или гибкую форму, взятую из мастер-формы.
Позитив для воска обкладывается пресс-формой, изготовленной из огнеупорных материалов, а затем нагревается до температуры, которая удаляет всю влагу и расплавляет весь воск, оставляя узкую полость между сердцевиной и вкладышем. В нее заливается расплавленный металл.
Когда металл остывает и затвердевает, ядро удаляется изнутри отливки. Процесс подвески сердечника внутри литейной формы с помощью металлических штифтов сложный и требует осторожности. Ещё одна особенность — в форме должна быть сделана структура каналов, которые позволят металлу достигать всех частей полости, а газам выходить из формы.
Фото: источник
Отливка из песка
В то время как процесс выпадения воска используется для производства сложных, очищенных металлических отливок, песчаная лепка больше подходит для простых форм и скульптур, в которых определенная шероховатость поверхности не имеет значения.
Недавние улучшения в качестве отливок из песка и изобретение процесса «потерянного рисунка» привели к гораздо более широкому использованию отливки из песка в качестве средства для изготовления скульптуры.
Песчаная форма, сделанная из специального песка, скрепленного связующим, выстраивается вокруг жесткого позитива, обычно в нескольких секциях, скрепленных друг с другом в металлических коробках. Для полой отливки необходим сердечник, который будет помещаться внутри отрицательной формы, оставляя узкую полость, как в процессе выпадения воска. Расплавленный металл заливается в эту полость.
Процесс с потерянным рисунком используется для производства путем литья в песок отдельных отливок из металла. После того, как положительный элемент из вспененного полистирола прочно внедрился в литейный песок, расплавленный металл заливается в форму прямо на вспененный оригинал.
Высокая температура металла заставляет пену переходить в пар, оставляя отрицательную форму под заполнение металлом. Отвод пара и воздуха осуществляется через специальные каналы, предусмотренные в форме. Этот метод используется главным образом для производства твердых отливок из алюминия, которые можно сваривать или клепать вместе, чтобы получить готовую скульптуру.
Фото: источник
Кастинг
Кастинг — это, прежде всего, гончарная техника, которую можно использовать для повторного литья небольших гончарных скульптур. Жидкая глина, или слип, наливается в гипсовую форму. Некоторое количество воды в шликере абсорбируется штукатуркой, а слой застывшей глины собирается на поверхности формы. Когда этот слой становится достаточно толстым, чтобы сформировать отлив, излишки сливаются, форма удаляется. Пустотелый глиняный слепок затем сушат и обжигают.
Простые слепки для гончарной скульптуры — в основном плитки и низкие рельефы — могут быть подготовлены прессованием глины в жесткую форму. Более сложные формы собираются из нескольких отдельно отлитых деталей.
Простые терракотовые формы могут быть изготовлены путем прессования глины вокруг жесткой положительной формы. После обжига эти пресс-формы используются для литья под давлением.
Создание копий скульптур современными методами
Скульптуру можно воспроизвести, перенеся измерения, выполненные по всей ее поверхности, в копию. Процесс возможен с помощью станка, который представляет собой набор регулируемых металлических рычагов и указателей.
Если копия каменная или гипсовая, блок сверлится на глубину, измеренную указательным автоматом. После сверления ряда точек камень обрезается до необходимой глубины. Для точного наведения необходимо взять огромное количество точек и постепенно приближаться к конечному варианту.
Увеличенные и уменьшенные копии скульптуры также могут быть изготовлены с помощью механических устройств. Сложный редукционный станок, работающий по принципу пантографа (инструмент для копирования в любом заранее заданном масштабе, состоящий из четырех легких жестких полос, соединенных в форме параллелограмма), используется для уменьшения оригинальной модели скульптора до размера монеты.
Возможно, такие копии дают очень точный результат, но они не содержат той энергетики, которую вкладывает мастер, выполняя работу вручную. Более того, они безлики. Можно накопировать тысячу одинаковых изделий и они будут похожи друг на друга как как капли воды. Такой подход хорош при необходимости создания большого количества одинаковых элементов, например, перил, вазонов, колонн, лепнины. Но когда мы говорим о скульптуре, то в первую очередь ценим ее индивидуальность.
Ручной труд мастера, занимающегося скульптурой, воплощает тандем мастерства и собственного стиля, дополненный талантом и собственным видением художника. Поэтому использование приборов должно быть сведено к минимуму. Это не значит, что мастер должен замешивать гипсовый раствор, не используя строительный миксер. Но точная резка и обработка поверхности все-таки должны делаться человеческими руками. Машина никогда не создаст шедевр, достойный восхищения. Такая работа будет всего лишь точной копией чьего-то успеха.
вернуться к списку статей
Темы
- О гипсовой лепнине (281)
- Об архитектуре и дизайне (267)
- О дизайне интерьера (145)
- О ремонте (61)