(495) 749-96-96
(903) 010-73-73
Заказать обратный звонок

Выражение лица в искусстве

Выражение лица в искусстве

Гнев, страх, отвращение, удивление, радость и печаль. Таковы, по мнению ученых, шесть основных эмоций человека, которым соответствуют типичные выражения лиц.

46 лицевых мышц способны выражать бесконечный спектр эмоций, но по каким-то причинам скульпторы и художники, досконально изучившие каждую мышцу человеческого тела, в течение многих веков абсолютно не проявляли интереса к мимической мускулатуре. Почему такое происходило и как менялось выражение лиц у персонажей произведений?

Бесстрастные фараоны

До появления эллинистической греческой скульптуры (IV-I вв. до н.э.) типичное выражение лица скульптур было равнодушно-бесстрастным. Даже изображение Нефертити (1390–1352 гг. до н.э.), передает царственность, совершенство, очарование, но скрывает эмоции. Она такая же загадочная и гордая, как Мона Лиза Леонардо, появившаяся две тысячи восемьсот лет спустя. В других античных странах выражение лица скульптур тоже долго колебалось от явной суровости до отстраненной улыбки. Мастера делали акцент на телах, а не на эмоциях.

Причина заключалась не в невозможности изобразить другие выражения лиц. Просто в те годы, лепили в основном богов и правителей, на лицах которых должны были отсутствовать эмоции, считавшиеся признаком человеческой слабости. Поэтому ни в одном музее мира нет скульптуры испуганного бога или разгневанного фараона.

Бесстрастные фараоны

Фото: источник

Первые эмоции лепных персонажей

Первыми маску равнодушия сбросили воины Скопаса (420–330 гг. до н.э.), изображенные на барельефе Галикарнасского мавзолея – гробнице карийского сатрапа Мавсола. Их брови насуплены, лица напряжены, а взгляд олицетворяет решимость.

Скорее всего, эмоции были хорошо переданы и на изображении Танцующей Менады Скопаса, но время разрушило ее лицо. Камень сохранил только страсть и динамичный образ. В это время уже появляются греческие маски с подчеркнутыми и преувеличенными эмоциями – иначе тогдашние зрители просто не смогли бы понять происходящее на сцене.

Но это единичные случаи. Античное искусство, максимально четко передающее и местами идеализирующее черты лица, не уделяло должного внимания его выражению. Допускался только легкий хмурый взгляд как показатель глубины мысли и морального превосходства.

Лаокоон и сыновья – скульптура боли и отчаянья

Одна из самых ранних скульптур, где лица персонажей передают яркие эмоции – эллинистическая группа Лаокоон и его сыновья, созданная родосскими мастерами примерно в 50 г. до н. э. Согласно легенде, Лаокоон был жрецом в Трое, но как-то он увидел возле города деревянного коня – подарок данайцев, и начал уговаривать земляков не вносить сооружение внутрь. В результате Аполлон, покровительствующий данайцам, послал змей, задушивших самого Лаокоона и его сыновей.

Скульптура изображает попытки героев избавиться от опутывающих их рептилий. Голова Лаокоона запрокинута, его лицо выражает страдание, боль, ужас и понимание неотразимой гибели. Такие же эмоции видны на лицах сыновей. Авторы скульптурной композиции досконально знали анатомию, поэтому идеально передали даже спазмы мышц живота, вызванные болью от укусов змей. Но таких скульптур в то время было мало. Следующее произведение, равное по силе эмоций, появилось только через 13 столетий.

Лаокоон и сыновья – скульптура боли и отчаянья

Фото: источник

Эпохи Проторенессанса и Возрождения

При взгляде на картину эпохи Проторенессанса (1303–1305) «Оплакивание умершего Христа», слышатся отчаянные крики ангелов, эхом разносящиеся по воздуху: они рвут на себе волосы, вытирают слезы, корчатся от боли, но это тоже скорее исключения, чем правило. И в эпоху Возрождения было мало произведений с живой мимикой. 

Все исключения так или иначе, связаны с религиозной тематикой. Есть убитое горем лицо «Христа у колонны» (1475) работы Антонелло да Мессины. Чувствуются сильные эмоции на картинах «Проклятые в аду» (1499–1503) Луки Синьорелли и «Страшный суд» (1535–1541) Микеланджело. Но персонажи светских скульптур и картины оставались внешне беспристрастными.

Оплакивание умершего Христа

Фото: источник

Барокко – все оттенки эмоций

По мере приближения к XVII веку, эпохе барокко, появились произведения, не связанные со страстями Христовыми или мучениями грешников, где были ярко показаны эмоции. На картинах Караваджо (1571–1610) есть напуганная Медуза и Юдифь, сдерживающая отвращение. Другие мастера тоже перестали считать эмоции чем-то постыдным. Поэтому появились произведения с радостными, грустными, смущенными, задумчивыми выражениями лиц.

Тенденция усилилась к эпохе позднего барокко, когда скульптор Франц Ксавьер Мессершмидт (1736–1783) начал досконально изучать выражения человеческих эмоций. Он создал около шестидесяти скульптурных бюстов, которые назвал «головами персонажей». Эмоции на их лицах часто преувеличены и гротескны, но понятны и легко распознаваемы.

Скульптура Франца Ксавьера Мессершмидта

Фото: источник

Человеческие эмоции в жанре неоклассицизма

Возвращение классических канонов не поставило крест на мимике художественных персонажей. Персонажи многих произведений конца XVIII начала XIX века наглядно демонстрируют эмоции:

  • Луи-Леопольд Бойи (1761–1845) написал целую серию своих автопортретов с разными выражениями лица.
  • Оноре Домье (1808–1879) создал в 1832 году шесть небольших бюстов парламентариев в карикатурном, гротескном стиле.
  • Итальянец, Адольфо Вильдт (1868–1931), вылепил серию необычных бюстов и барельефов с акцентом на выражения лиц. Его персонажи с пустыми глазницами одновременно прекрасны и пугающи.

Автопортрет Луи-Леопольда Бойи

Фото: источник

И сейчас тенденции изображать эмоции в виде скульптур не потеряли актуальности. Такие работы создает скульптор Джонсон Цанг, работающий в стиле сюрреализма. Его работы «Сжатие», «Формирование любви», «На крючке» очень точно передают выражения лиц современных людей. Скульптор из Вашингтона Бет Кейвенер пошел еще дальше и изобразил человеческие эмоции в виде животных. Его кошки, лисы, козы изображают борьбу со страхом гневом, агрессией, непониманием.

Живость и эмоциональность – основные причины, по которым заказчики гипсовых мастерских отдают предпочтение именно современным произведениям. Эти работы не так холодны, как традиционная гипсовая классика, но не менее прекрасны.

источник обложки


вернуться к списку статей

Темы

Последние статьи

Лепнина из гипса от ГессоСтар по приемлемым ценам! Ближайшие станции метро: Панфиловская, Октябрьское Поле, Сокол. Студия находится около поселка художников, в районе Сокол г. Москвы
Адрес: улица Панфилова, 4к1,
Москва,
125080
Россия.
Тел: +7 (495) 749-96-96