Загадки статуи мальчика, вытаскивающего занозу
История сюжета о мальчике, сидящем на камне и вытаскивающем занозу из ноги, увлекательна и полна загадок. Самый известный вариант, хранящийся в Капитолийском музее, состоит из двух частей – голову датируют V в. до н. э., а тело – I в. до н. э.
Это объясняет, почему волосы не свисают вниз, как при наклоне головы, а струятся по бокам лица. Произведение породило множество копий и вариаций, которыми любуются посетители музеев в разных странах.
Кем был мальчик
Многие историки и искусствоведы уверены, что это не простой греческий пастух. Поскольку у греков укол шипа был метафорой боли, мальчик мог быть Подалейросом, сыном целителя Асклепия. Римляне, копировавшие все греческое, называли юношу Спинарио и считали сыном Энея. Существует мнение, что это Марцио – гонец, который в IV веке до н. э. прибежал в Рим, чтобы предупредить о нападении этрусков. Шип, который застрял в его ноге, он не выдергивал, чтобы не тратить время, поэтому стал одним из символов героизма и презрения к боли.
Такой сюжет в античное время был очень популярен. Сохранилось несколько вариаций статуи, есть даже изображение бога плодородия Приапа, который собирается вытащить из ноги растоптанную колючку. Если посмотреть на него, склонив голову, можно различить крупные мужские органы.
Скульпторы и художники изображали юношу или мужчину, вытаскивающего колючку, и позже. Например, такой сюжет присутствует в романских церквях в виде барельефа на порталах. Шип представляет собой грехи, от которых надо освободиться, прежде чем продолжить путь. Картины и скульптуры с юношей есть в базиликах Везле, во Франции, Сант-Амброджо в Милане, одно из произведений украшает фонтан Маджоре в Перуджо.
Спинарио эпохи Возрождения
Этот же сюжет присутствует в барельефах, скульптурах и на картинах эпохи Возрождения. Впервые он встречается на двери баптистерия Флоренции 1401 года. В сцене жертвоприношения Исаака в левом нижнем углу можно увидеть сидящего человека, намеревающегося удалить занозу из ноги. В коллекции, переданной в 1471 году папой Сикстом IV в качестве подарка римскому народу, тоже было такое произведение. Его увидел Синьорелли – художник эпохи Возрождения, который включил Спинарио в картины «Мадонны с Младенцем» 1492 г. и «Крещение Христа» 1508 г.
Далее сюжеты со Спинарио распространялись как лесной пожар. Еще один шип присутствует во фрагменте Алтаря Бичи, датируемого 1488-1489 годами. Здесь мужчина не вынимает занозу, а только снимает обувь. Спинарио изображал в своих этюдах Ян Госсарт – фламандский художник, посетивший Рим, он стал персонажем гравюр Марко Денте 1515-1527 гг. А позже, в 1581 году, Диана Скультори Гизи создала схожую скульптуру «Раб, удаляющий занозу из своей ноги».
Появились копии из слоновой кости, и женские варианты позы. На гравюре XVI века изображена Венера, которая сушит ногу после ванны и вытаскивает шип. Согласно мифу, из капель ее крови появляются красные розы. На портрете кардинала Антонио Пуччи работы Пьера Франческо Фоски 1540 года, изображена статуэтка с таким сюжетом, находящаяся на столике.
Фото: источник
Мальчик, вынимающий занозу, в эпоху барокко
Спинарио не переставал очаровывать художников и в эпоху барокко. Его можно увидеть на эскизах Питера Пауля Рубенса 1608 г., а голландец Питер Клас вставил его в натюрморт в 1628 г. в виде гипсовой статуи на столе. И в XIII веке сюжет не теряет популярности. Первым, кто вспомнил про него, был Джованни Паоло Паннини в своей знаменитой Галерее видов древнего Рима 1758 года – воображаемом музее, собравшем римские памятники, картины и скульптуры. Спинарио изображен на постаменте в правом нижнем углу.
Позже англичанин Йохана Зоффан 1772 года нарисовал натурщика в позе Спинарио, участвующего в обучении художников. А в 1785 году, он стал персонажем гравюры Франческо Пиранези. В тексте, сопровождающем произведение, мальчик представлен как спортсмен-победитель, уколовший ногу во время соревнований.
От Наполеона до наших дней
Греческая статуя, с которой началась «спинариомания» понравилась Наполеону, и в 1798 году ее доставили в Париж, чтобы обогатить Всемирный музей. К счастью, благодаря Антонио Канове, бронза вернулась в Рим в 1815 году.
В 1839 году появилась «рентгеновская» версия – на которой занозу вынимал… скелет. Это не сатирический образ, а таблица, взятая из атласа «Элементы физиологической анатомии в применении к изобразительному искусству». Чтобы лучше показать каждое сочленение тела, было создано два варианта Спинарио.
Густав Климт в его «Аллегории скульптуры» 1889 г. изобразил обнаженную женскую фигуру с драгоценностями, напоминающими греческие. Позади расположены классические мраморные статуи и рельефы, а рядом находится бронзовая статуя Спинарио.
Ну а самая последняя вариация сюжета – картина «Пионерка, вытаскивающая занозу», создана группой Doping-Pong. Авторы работы утверждают, что смогли соединить античную культуру и социалистический реализм.
Случаев, когда персонажу из древнего мира удалось не кануть в Лету, очень мало. Большинство сюжетов исчезло в Средневековье, когда искусство было ориентировано на священные темы. Но Трем Грациям, Медузе и некоторым другим героям это удалось. Спинарио пересек века, благодаря простоте совершаемого действия. Это поза позволяла скульпторам и художникам показывать и оттачивать свое мастерство. Поэтому, скорее всего, нас ждут новые интерпретации мальчика, вытаскивающего занозу.
вернуться к списку статей
Темы
- О гипсовой лепнине (282)
- Об архитектуре и дизайне (269)
- О дизайне интерьера (148)
- О ремонте (61)