(495) 749-96-96
(903) 010-73-73
Заказать обратный звонок

Жак Липшиц — искусство гипса

Жак Липшиц — искусство гипса

Жак Липшиц (Хаим Якоб) считается первым скульптором-кубистом. Автор очень любил гипс, поэтому лучшие его произведения были выполнены именно из этого материала.

История жизни

Мастер родился в 1891 году в Друскининкай в Литве. Отметив восемнадцатилетие, Липшиц переехал в Париж, где вместе с Амедео Модильяни и Хуаном Грисом стал одним из главных героев рождения и развития нового творческого языка, посвятив этому первые два десятилетия двадцатого века.

Но, прежде ему предстояло обучение в Школе изящных искусств у Жана Аутинг Альберта, в Академии Джулиана у Рауля Верле и в Академии Коларосси. Именно там он получил возможность развить свой талант и определиться с направлением в творчестве.

В 1913 г. он представляет свою работу «Женщина и газель» в Осеннем салоне. После чего художник Диего Ривера знакомит его с некоторыми выдающимися художниками-кубистами, в том числе с Пабло Пикассо. Знакомство закончилось путешествием в Испанию.

1915 год можно назвать периодом синтетического кубизма, во время которого мастер создает сразу несколько шедевральных скульптур: «Арлекино», «Музыкальные инструменты» и др. Липшиц заложил основы кубистического словаря в скульптуре, разделяя проблемы и исследования Пикассо и Брака и принимая активное участие в художественном сообществе французской столицы.

В 1916 г. в Париже состоялась его первая персональная выставка в Розенбергской галерее, работы были оценены по достоинству. Следующая крупная ретроспективная выставка Липшица прошла в Париже в галерее «Renaissance» в 1930 году.

После нацистской оккупации скульптор бежит в Нью-Йорк, где встреченный галеристами и критиками постоянно и с большим энтузиазмом работает, создавая новые произведения искусства. В 1942 г. художник открыл свою персональную выставку в Соединенных Штатах в галерее Бухгольца Курта Валентина в Нью-Йорке.

Далее следуют все новые выставки с все более интересными творческими работами. Большой интерес у ценителей искусства вызвала ретроспективная выставка в Музее современного искусства и новая серия «полуавтоматических скульптур» в Нью-Йорке.

С шестидесятых годов скульптор все чаще и чаще посещал Италию. Затем, купив виллу Босио в Пьеве-ди-Камайоре, работал в историческом литейном заводе Томмази в Пьетрасанте. Он занимается реставрационными работами, ваяет памятники и скульптуры, проводит выставки.

Жак Липшиц
Фото: источник

В 1965 г. ​​в Военном парке в Нью-Джерси устанавливают одну из работ Липшица — скульптуру Джона Кеннеди. Автора награждает Бостонский университет. Там же организована монографическая выставка. А в 1969 г. скульптор получает медаль за достижения от Американского института архитекторов.

В 1972 г. автобиография Липшица «Моя жизнь в скульптуре» публикуется одновременно с участием в важных выставках, организованных Музеем искусств Метрополитен в Нью-Йорке.

Великий скульптор умер на Капри в 1973 году. Он похоронен в Хар ха-Менухот (Иерусалим).

Коллекция работ Жака Липшица в музее Палаццо Преторио

Коллекция, состоящая из 21 гипсовой скульптуры и 43 рисунков, была передана в дар музею Палаццо Преторио Фондом Жака и Юллы Липшиц.

Частью коллекции Палаццо Преторио также стали отливки, которые Липшиц тщательно сохранял в течение своей долгой жизни. Они вместе с рисунками документируют его художественный путь от кубизма к последующим сюрреалистическим тенденциям.

По мнению критиков, терракотовые и гипсовые модели, даже больше, чем бронзовые скульптуры, являются основой вдохновения мастера и представляют собой наиболее спонтанное и вдохновенное выражение его искусства.

Жак Липшиц скульптура
Фото: источник

Вот лишь некоторые из работ, хранящихся в Палаццо Преторио:

  • Прекрасный барельеф «Мифологическая сцена» — одна из первых работ, сделанных в Париже молодым Липшицем в 1911 г.;
  • Удивительные «Арлекино» и «Мандолина» — работы из самого чистого кубистического периода (1920 г.);
  • «Возвращение Блудного сына», созданная в период изгнания в Соединенных Штатах.

Работы были впервые представлены общественности в 2013 г. на выставке «Искусство гипса: пожертвование Липшицев в Прато».

Реставрация работ Липшица

Отливки, подаренные музею, являются подготовительными моделями для проведения работ в различных материалах — бронзе, мраморе и др. Так как они хранились в мастерской художника с момента его смерти до 2012 года, часть коллекции была повреждена из-за хрупкости материала и влажности.

По прибытии в Прато из Нью-Йорка коллекция имела значительные проблемы с сохранением, в основном из-за составляющего материала: гипса с металлическим усилением. Гипс при неправильном хранении легко повреждается, на его поверхности создаются отложения пыли, которые способствуют грибковым атакам. Из-за высокой влажности в помещений окисляются и ржавеют металлические основы.

Поэтому, прежде чем выставлять работы на всеобщее обозрение, музейным работникам пришлось столкнуться с необходимостью реставрации. За этим муниципалитет Прато обратился к мастерам из Флоренции. Через три месяца реставраторы приступили к работе и восстановили более двадцати работ, приведя их в первоначальное великолепие.

Чтобы объяснить реставрационные работы, выполненные на коллекции, необходимо понять природу самих артефактов, таких как учебные модели художника, которые являются частью небольшой «сцены» более широкого творческого процесса, кульминацией которого является окончательная работа в бронзе.

Отправной точкой, которая определила подход к восстановлению и последующую методологию, было уважение к каждому знаку, оставленному художником. Вмешательство было сосредоточено на сохранении следов мастерства, оригинальных «патин» и реконструкции произведений, полученных в фрагментарном состоянии.

Особые свойства гипсовых артефактов, такие как пористость, гигроскопичность и низкая твердость, делают материал чрезвычайно скоропортящимся. Эти характеристики влияют на неадекватно сохраняющиеся произведения, что быстро приводит к деградации с эффектами отрыва части гипса, потере поверхностных частей модели и к атаке биологических повреждающих агентов, ещё более разрушающих гипс.

Реставрация работ Липшица
Фото: источник

Кроме того, окисление металлических опорных элементов, вставляемых в качестве внутреннего армирования в конструкции, провоцирует разбухание гипса, которое приводит к трещинам в материале.

Двадцать одна гипсовая модель из коллекции Липшица содержала в себе эти типы деградации. Также на моделях, пролежавших более 30 лет, скопился большой осадок пыли.

Поскольку это очень объемные объекты, состоящие из нескольких элементов, необходимо было проанализировать и составить для каждого из них техническое задание, в котором подробно описывалось бы поверхностное консервативное состояние и, прежде всего, состояние «здоровья» металлических арматурных элементов, размещенных внутри деталей.

Реставрация была проведена с особым вниманием к сохранению поверхностных патин и уважению к оригинальным формам, которые реставраторы, изучили и проанализировали более подробно по каталогам, которые изображали работы в окончательном варианте в бронзе.

источник обложки


вернуться к списку статей

Темы

Последние статьи

Лепнина из гипса от ГессоСтар по приемлемым ценам! Ближайшие станции метро: Панфиловская, Октябрьское Поле, Сокол. Студия находится около поселка художников, в районе Сокол г. Москвы
Адрес: улица Панфилова, 4к1,
Москва,
125080
Россия.
Тел: +7 (495) 749-96-96