Русский гений гипсовой скульптуры: жизнь и знаменитые работы Федота Ивановича Шубина
Мировое художественное искусство знает многих авторов гипсовой скульптуры, однако совершенно незаслуженно на мировых выставках и экспозициях редко можно встретить работы российских гениев скульптуры, в частности гипсовой лепнины. Одним из таких отечественных гениев был Федот Иванович Шубин, который за 65 лет жизни (1740-1805) успел создать великолепные портреты своих знаменитых современников и наших великих соотечественников из гипса, мрамора и бронзы. Кстати каменные и бронзовые работы великого мастера изначально создавались в гипсовом воплощении, что позволило Федоту Шубину заслужить звание настоящего мастера по гипсу.
Творческий путь великого скульптора
Талант Федота Ивановича пробивался с самого низа социальной лестницы, ведь будущий знаменитый скульптор родился в семье крестьян-поморов в небольшой деревне в Архангельской области близ Холмогор. Интересно, что этот маленький населенный пункт подарил отечественной науке величайшего, прославленного на весь мир ученого Ломоносова. Именно семья Шубиных в свое время приютила гения российской науки и снарядила его на тяжелое и столь судьбоносное путешествие в Москву. Позже уже благодарный ученый помог Федоту Шубину при поступлении в Академию художеств, написав рекомендательное письмо на имя И. И. Шувалова в 1757 году.
Главным и первым истинным учителем великого художника стал французский скульптор Никола-Франсуа Жилле. Выпускная работа Шубина из гипса — рельеф «Убийство Аскольда и Дира Олегом» был удостоен художественной комиссией золотой медали, что стало первым настоящим успехом мастера. Также эта работа подарила Шубину путевку в жизнь в виде права заграничного пенсионерства, позволяющее ехать во Францию и Италию. Этим же правом мастер воспользовался в 1767 году, когда отплыл морем во Францию, имея рекомендательные письма к русскому посланнику Д.А.Голицыну и философу-просветителю Д.Дидро. Также рекомендован скульптор был королевам Франции и Италии.
Вернувшись через шесть лет в Петербург, Федот Иванович Шубин уже имел в своей художественной коллекции знаменитые работы, среди которых парные барельефы А.Г. и Ф.Г. Орловых, поразившие аристократию и ценителей искусства невероятным портретным сходством и мастерством работы с гипсом. С тех пор на Родине мастер не знал проблем с заказами и за время своей художественной карьеры создал великолепные произведения искусства в виде скульптур знаменитых современников, которые позволяют нам лучше познакомиться с внешними качествами людей, прославляющих Отечество до сих пор. Кроме того, Федот Иванович Шубин принимал активное участие в декорировании дворцов и резиденций аристократии гипсовой лепниной и художественной скульптурой.
Знаменитые работы Федота Ивановича Шубина
Величайшие работы, прославившие мастера гипсовой скульптуры, заслуживают отдельного внимания и рассмотрения:
Бюст вице-канцлера А.М. Голицына (1773)
Бюст был выполнен из гипса, после чего воссоздан в мраморном варианте. Уникальное портретное сходство произведения искусства с его прототипом настолько поразил саму Екатерину II, что императрица лично жалует ему золотую табакерку и повелевает остаться «собственно при ее величестве». Также Шубин единственный из отечественных скульпторов был удостоен звания академика «без программы». При этом современники отметили, что мастеру удалось не только передать внешние особенности Голицына, но и воссоздать характер, образ и красоту молодого вице-канцлера.
Российская придворная элита была поражена не только великолепным художественным вкусом и талантом мастера, но и его стилем, который стал чем-то новым и необычным для российской скульптуры. В отличие от привычных вычурных и салонных форм рококо, Шубин смог привнести в российское художественное искусство уже распространенный на западе классицизм и реалистичность. Именно благодаря этому нам удалось получить возможность лицезреть портреты великих и знаменитых личностей того времени.
Портрет графини Марии Паниной (жены сенатора) (1778)
Еще одной знаменитейшей работой скульптора стал портрет жены сенатора графини Марии Паниной. Работа действительно поражает своей реалистичностью и детализированностью. Как и бюст Голицына, данная скульптура после гипсового воплощения была выполнена из мрамора. После этого портрета Шубин прославился умением «оживлять камень». Женщина предстает перед зрителем во всей ее красоте и аристократическом достоинстве. Кроме того, автор смог передать целеустремлённый и сильный взгляд величественной дамы, что снова не прошло мимо проницательного ока Великой императрицы. По мнению многих современников, именно этот портрет стал для Екатерины главным аргументов в пользу позирования Шубину, что привело к созданию великих шедевров, принесших мастеру настоящую славу.
Монументально-декоративная скульптура Ф.И. Шубина
Будучи человеком невероятно одарённым и деятельным, несмотря на свою приближенность ко двору императрицы, Шубин трудился не только в области станковой скульптуры. Его гипсовые и мраморные работы до сих пор украшают великолепные архитектурные ансамбли Петербурга. Особенного внимания заслуживает оформление Шубиным Мраморного дворца творения архитектора Ринальди. Российский скульптор воссоздал несколько уникальных по своей художественной ценности гипсовых рельефов на античные темы и по рисункам самого великого архитектора Ринальди.
Еще одна уникальная декоративная работа Шубина связана с украшением Чесменского дворца (архитектор Ю.М. Фельтен). Ансамбль этого архитектурного комплекса в честь победы российского флота был декорирован Шубиным 58 гипсовыми барельефами, которые стали оформлением большого круглого зала дворца. Эти барельефы представляют собой овальные лепные медальоны, обрамленные великолепными объемными рамами из гипса. Сами же медальоны представляют собой лепные портреты князей и царей, большинство из которых, по мнению историков и искусствоведов, были вымышленными. В 1830-х годах великолепные барельефы были перевезены в Москву, где они стали украшением парадных залов Оружейной палаты.
Есть доля творчества Федота Ивановича и в оформлении Троицкого собора Александро-Невской лавры. В этом великолепном памятнике архитектуры Шубин выполнил рельефы с изображением евангельских сцен и статуи святых. Также великий мастер работал над оформлением уникального в своем роде Петергофского парка.
Статуя Екатерина II – Законодательница (1789-1790)
Над созданием статуи Великой императрицы Шубин трудился больше года и после создания гипсового прообраза воссоздал образ Екатерины II в мраморе. Статуя вышла монументальной и величественной и изображает императрицу с большой книгой законов возле руки. Этим художественным приемом скульптор старался подчеркнуть просветительский и реформаторский дух великой императрицы, которая начинала свое правление с девизом преображения России. Несмотря на всю красоту, благородство и изящность, сама Екатерина не оценила творческий замысел автора, за что последний попал в немилость. Следствием этой очевидной несправедливости стала бедность скульптора в следующие его годы, когда он остро нуждался в заказах и деньгах.
Фото: источник
Судьба самой же статуи сложилась таким образом, что по приказу графа Потемкина она была расположена в Таврическом дворце, подальше от глаз недовольной императрицы.
Гипсовый бюст — портрет ученого М.В. Ломоносова (1792)
В 1792 году скульптор создает великолепный гипсовый бюст-портрет человека, сыгравшего важную роль в его творческом и социальном становлении – Михаила Ломоносова. Михаил Васильевич изображен уже в зрелом возрасте, который, тем не менее, не скрывает его ироничную и любопытную натуру. Взгляд великого ученого и знаменитого просветителя устремлен вверх, что символизирует по задумке автора возвышение его ума и интеллекта над любым из людей. Гипсовый портрет Ломоносова стал достойной благодарностью Шубина своему благодетелю и великолепным украшением его художественной коллекции как автора.
Федот Иванович Шубин – величайший российский скульптор, который оставил уникальное наследие как в гипсовом, так и в мраморном воплощении. Мастер сумел передать не только дух и настроение своего времени, но и невероятно реалистичные и «живые» образы своих знаменитых современников. Несмотря на то что в карьере скульптора были и взлеты и падения, жизнь неоднократно сводила его с самыми талантливыми и величественными людьми эпохи, которые оказали существенное влияние на судьбу мастера и позволили нам сегодня наслаждаться наследием талантливого соотечественника.
Фото: источник
Будучи первым русским скульптором-портретистом, Шубин удостоился множества наград и был отмечен величайшими гениями мирового художественного искусства. На могиле талантливого автора до сих пор увековечены слова эпитафии: «Из россов первый здесь в плоть камень претворял. И видом движущих скал чувства восхищал».
вернуться к списку статей
Темы
- О гипсовой лепнине (277)
- Об архитектуре и дизайне (260)
- О дизайне интерьера (141)
- О ремонте (58)
Последние статьи
- Гипсовая лепнина в футуристическом дизайне
- Гипсовая лепнина в мечетях: искусство, традиции и символика
- Возможности использования гипсовой лепнины в тематических парках и развлекательных комплексах
- Гипсовая лепнина и культурные различия разных стран: Индия
- Искусство света: эстетика гипсовой лепнины и ее влияние на освещенность