Жизнь и смерть в одном произведении. Как появились эти странные скульптуры и почему они опять стали популярными
Многие удивляются, глядя на странные скульптурные изображения костей, скелетов и других символов смерти, соединенных с живыми персонажами. Современные зрители не понимают, зачем скульпторы пугают окружающих. Но, несмотря на вызываемый страх, произведения в таком стиле вновь стали популярны.
Memento mori – помни о смерти и отрешись от земных благ. Почему эта тема стала популярна
Все слышали фразы «сегодня есть, а завтра – нет» и «ничто не вечно», отражающие мимолетную природу жизни и напоминающие о бренности бытия. Произведения в стиле memento mori, что в переводе означает «помни, что умрешь», появились в Средневековье с его войнами, казнями и эпидемиями. Мысль была понятной – все осознавали, что жизненный путь может оборваться в любой момент. Поэтому скульптурные изображения того времени часто содержат изображения скелетов, мёртвых людей, черепа, кости и прочие атрибуты, связанные с кончиной.
Мысль о бренности бытия побуждала людей отрешиться от мирских благ и роскоши. Мимолетность предметов тщеславия сочеталась с идеей бессмертия души. Искусство напоминало, что в какой-то момент все покинут эту землю, оставив нажитое. Так и появились интересные скульптуры, объединяющие живое и мертвое и напоминающие о переходе в другой мир.
Существовали даже миниатюрные статуэтки и резные изображения, которые так и назывались – memento mori. В XVI веке они были на пике моды – черепа размером с ладонь, отражающие человеческие лица, многие носили с собой в качестве талисмана. Считалось, что таким образом можно получить заступничество мертвых и «задобрить» смерть. Они были даже у самых могущественных монархов Франции, Германии, Бельгии и Нидерландов. Причем их наличие у сильных мира сего считалось добродетелью. Так монархи демонстрировали свое принятие всеобщего равенства перед смертью.
В последнее время скульпторы опять принимают заказы на такие работы. Но почему современным людям стало интересно носить черепа, кости и ставить у себя дома фигурки, олицетворяющая смерть. Всё началось 11 сентября 2001 года, когда два самолета врезались в башни-близнецы и под завалами погибло огромное количество людей. Потом были теракты, природные катаклизмы, и люди поняли, что богатство – тлен, а последний час может наступить в любой момент.
Подстегнула такой интерес и эпидемия Covid-19. Опять, как когда-то во время чумы, всплыла тема жизни, смерти и вечных ценностей. Перед лицом реальной опасности перестали пугать гипсовые изображения скелетов, костей и черепов. Появились более страшные вещи, которых нужно опасаться. И на этой волне снова появился интерес к искусству в стиле memento mori.
Двусторонние скульптуры, посвящённые жизни и смерти
Скульптур, изображающих живых или мертвых, в мировой культуре очень много. Но в этом случае структурная композиция делится на две части – с одной стороны живое лицо, иногда даже молодое, а с другой – мертвая плоть, скелеты, черепа и прочие атрибуты смерти.
Фото: источник
«Двухсторонняя скульптура женщины – жизнь и смерть» – произведение неизвестного автора XVI века, выставленное в Staatliche Museen zu Berlin. Это скульптура «два-в-одном». С одной стороны – живая женщина держит цветок и носит сабо, которые являются символами целомудрия и девственности. С другой стороны – она же, но покойная, со свитком, возможно, завещанием. В основании «живой» стороны находятся шут и обезьяна, поедающая яблоко. Все это – символы греха. На стороне смерти изображен мужчина, размахивающий мечом, в сопровождении двух собак. Он символизирует рыцарскую любовь и верность. Скульптура говорит о скоротечности жизни и о возможности выбора между грехом и благородством.
Таких двусторонних произведений: с одной стороны – живых, а с другой – мёртвых, в Средневековье было очень много. Их и сейчас могут увидеть посетители музея Виктории и Альберта в Лондоне. Концепция одинакова – живые лица, соединенные с символами смерти, говорят: «Вы умрете, вы смертны и должны с этим считаться».
В моде были изображения Данс-Макабр – Пляска смерти. В этом стиле выполнено множество барельефов с мертвецами, нередко пляшущими вперемешку с живыми персонажами. Считалось, что такие изображения вдохновляли музыкантов на игру, поскольку напоминали о близости смертного часа. И виртуозы старались, как в последний раз.
Позже, в XVI веке, появилось еще одно направление искусства – ванитас. Так называются произведения, на которых изображен человеческий череп. Многие из них тоже двойные: одна половина лица – живая, а вторая – мёртвая плоть с проступающими костями.
Произведения в этих стилях популярны до сих пор, и, скорее всего, эти направления ещё очень долго будут востребованы. Поскольку жизнь и смерть всегда сопровождают человечество.
Современные скульптуры, объединяющие жизнь и смерть
- «Несчастный случай» Кейт Макдауэлл. На этой скульптуре, изготовленной в 2009 году, изображен кролик, внутри которого находится неестественный антропоморфный скелет. Так скульптор стирает границы между человеческой и нечеловеческой жизнью. Это интересное произведение, в котором сочетаются жизнь и смерть, человек и животное.
- «Краеугольный камень» – современная работа Кристофера Дэвида Уайта. Череп с желудями вместо глаз на пьедестале из железных труб говорит о борьбе природы и цивилизации. Он напоминает не только о смерти, но и о том, что человечество само может приблизить свою гибель, если не перестанет разрушать природу. Работа современного автора сочетает в себе стиль memento mori и урбанизм.
- «Предсказывающий сон XLVIX» Кацуё Аоки. Мёртвая голова абстрагируется во что-то цветочное, барочное, текучее. По форме и расположению глазниц в скульптуре безошибочно узнается череп, но в нем нет свирепости. Это ещё одно из направлений стиля, показывающее смерть не как конечное состояние, а как переход в иную реальность.
Произведения такого толка сейчас очень часто заказывают мастерам в гипсовых мастерских и затем продают на аукционах. Таким образом люди пытаются «заигрывать» со смертью и не бояться её. Этого же эффекта достигали люди Средневековья, считавшие, что лучший способ преодолеть страх перехода в другой мир – привыкнуть к нему при жизни и смириться с мимолётностью бытия.
вернуться к списку статей
Темы
- О гипсовой лепнине (278)
- Об архитектуре и дизайне (260)
- О дизайне интерьера (142)
- О ремонте (58)