Золотой лист для декорирования элементов лепнины – когда, где и почему его использовали
На протяжении всей истории золото и серебро использовались для отделки скульптурных изображений и гипсовой лепнины. Для этого на предварительно обработанную поверхность гипса наносился тонкий золотистый листовой металл. Получалась блестящая поверхность, привлекающая внимание и делающая декор визуально богаче.
Кроме сусального золота лепные украшения покрывались тонкими листами сплавов на основе алюминия и меди, имеющими золотистую окраску. Это значительно уменьшало стоимость изделий и делало отделку доступнее.
Позолоченной лепниной до сих пор украшают здания и помещения, когда хотят придать ценность и важность. Ее всегда ценили правители, другие статусные персоны и уважала церковь. Золочение смотрится богато, немного помпезно, но удивительно красиво.
Золото – символ власти и богатства
Золото на протяжении всей своей истории было символом богатства и высокого социального статуса. В религиозном искусстве и архитектуре оно ассоциировалось с божественным, символизируя духовное значение украшения. Даже в наши дни церкви, мечети и храмы сияют золотом и поражают изяществом золотого лепного декора.
Митрополит Иларион объяснил причину этого явления тем, что церковь создает будущее культурное наследие, а во многих странах, да и в России, считается, что золотые, богато украшенные храмы быстрее замечает Бог. А значит, просьбы верующих будут быстрее услышаны.
История процесса золочения
Эта старинная техника зародилась в Турции более 8000 лет назад, а позже широко использовалась древними египтянами и финикийцами. Потом торговцы и завоеватели распространили ее по всей Азии и Европе. Позолота широко использовалась в классической, палладианской и готической европейской архитектуре.
После падения инквизиции в Европе началась «эра золочения». Богатые семьи увеличили свой достаток, а инквизиторы перестали вмешиваться в вопросы, не касающиеся церковных дел. Нехватки в сырье не было – развившиеся транспортные структуры доставляли золотые слитки и готовые пластины во все страны. Знатные европейцы украшали золочёной лепниной дворцы и резиденции, и сейчас в исторических зданиях сохранился такой декор.
Особенно часто ей украшали капители гипсовых колонн, потолочные розетки, элементы гипсовых куполов, плинтуса, картуши. Это делалось, чтобы подчеркнуть тонкость отделки и привлечь внимание к величию пространства.
Золоченый декор пользовался популярностью и в России. До сих пор он поражает своей красотой посетителей музеев Санкт-Петербурга и Москвы. В нашей стране лепнина с позолотой никогда не теряла популярности. Благосклонно относятся к ней и в Азии. Азиатские страны – настоящая «цитадель золота». Там им покрывают все, включая разнообразные лепные элементы.
За что старые мастера ценили золотую отделку
Издревле ценится способность золота гармонично сочетаться с другими отделочными материалами. Благородный металл прекрасно смотрится рядом с посеребрёнными или окрашенными элементами. Считается, что золото придает классическому интерьеру женственность, а серебро олицетворяет мужественность и силу. Поэтому серебрение и позолоту часто сочетают между собой, уравнивая мужское и женское начало.
Фото: источник
Еще одна причина широкого применения этого благородного металла – долговечность. Сусальное золото в чистом виде – долговечный металл, не темнеющий и не окисляющийся. Поэтому украшенная им лепнина даже спустя века выглядит, как новая.
Мастеров привлекает способность благородного металла хорошо растягиваться и раскатываться в тончайшие плетки. При этом украшение выглядит, как золотое.
Как лепнину покрывают сусальным золотом
Существует два основных варианта золочения листом, отличающихся составом пластин, придающих гипсу золотистую окраску и блеск:
- Сусальным золотом – лепной декор обрабатывают специальным составом, закупоривающим поры. Для его изготовления используют кожный или рыбий клей, смешанный с водными белилами. Поверхность многократно покрывают клеем и шлифуют, пока не получится абсолютно гладкий слой. Затем на его поверхность накладывают глину для позолоты, тоже смешанную с клеем. И только после ее высыхания выкладывают тончайшие золотые пластинки или полоски, сразу же прилипающие к гипсу.
- Поталью – вместо золота используются пластинки из сплавов жёлтого или серебристого цвета. Их цвет может быть разным – от светло-лимонного до красновато-медного. Такое разнообразие оттенков позволяет подобрать нужный вариант декорирования лепнины. Из-за различных примесей в составе поталь может менять цвет и темнеть, поэтому после полного высыхания грунта ее покрывают шеллаком.
В последнее время листовые методы уступают по популярности покрытию золотистыми красками на основе акрила. Перед их нанесением гипс грунтуют, закрывая поры, а затем окрашивают акриловой эмалью с золотыми частицами. Это самый простой и бюджетный метод. Многие мастера выбирают именно этот вариант, поскольку краской можно наносить тончайшие штрихи, что очень сложно сделать сусальным золотом или поталью.
Золочение используется не только при изготовлении лепнины, но и при ее реставрации. Гипсовые элементы со временем теряют внешний вид, желтеют, портятся, темнеют. Иногда просто хочется поменять дизайн украшений. В таких случаях нужно обратиться к мастеру, занимающемуся гипсом, чтобы он покрыл декор золотом. После этого лепные изделия будут выглядеть как новые.
Поскольку покраска намного дешевле лепнины и наносится гораздо проще, традиционная листовая техника постепенно уйдёт в прошлое. Возможно, скоро традиционную позолоченную лепнину можно будет увидеть только в музее или на стенах старинных зданий.
вернуться к списку статей
Темы
- О гипсовой лепнине (278)
- Об архитектуре и дизайне (260)
- О дизайне интерьера (142)
- О ремонте (58)