(495) 749-96-96
(903) 010-73-73
Заказать обратный звонок

Золотой лист для декорирования элементов лепнины – когда, где и почему его использовали

Золотой лист для декорирования элементов лепнины – когда, где и почему его использовали

На протяжении всей истории золото и серебро использовались для отделки скульптурных изображений и гипсовой лепнины. Для этого на предварительно обработанную поверхность гипса наносился тонкий золотистый листовой металл. Получалась блестящая поверхность, привлекающая внимание и делающая декор визуально богаче.

Кроме сусального золота лепные украшения покрывались тонкими листами сплавов на основе алюминия и меди, имеющими золотистую окраску. Это значительно уменьшало стоимость изделий и делало отделку доступнее.

Позолоченной лепниной до сих пор украшают здания и помещения, когда хотят придать ценность и важность. Ее всегда ценили правители, другие статусные персоны и уважала церковь. Золочение смотрится богато, немного помпезно, но удивительно красиво.

Золото – символ власти и богатства

Золото на протяжении всей своей истории было символом богатства и высокого социального статуса. В религиозном искусстве и архитектуре оно ассоциировалось с божественным, символизируя духовное значение украшения. Даже в наши дни церкви, мечети и храмы сияют золотом и поражают изяществом золотого лепного декора.

Митрополит Иларион объяснил причину этого явления тем, что церковь создает будущее культурное наследие, а во многих странах, да и в России, считается, что золотые, богато украшенные храмы быстрее замечает Бог. А значит, просьбы верующих будут быстрее услышаны.

История процесса золочения

Эта старинная техника зародилась в Турции более 8000 лет назад, а позже широко использовалась древними египтянами и финикийцами. Потом торговцы и завоеватели распространили ее по всей Азии и Европе. Позолота широко использовалась в классической, палладианской и готической европейской архитектуре.

 После падения инквизиции в Европе началась «эра золочения». Богатые семьи увеличили свой достаток, а инквизиторы перестали вмешиваться в вопросы, не касающиеся церковных дел. Нехватки в сырье не было – развившиеся транспортные структуры доставляли золотые слитки и готовые пластины во все страны. Знатные европейцы украшали золочёной лепниной дворцы и резиденции, и сейчас в исторических зданиях сохранился такой декор.

Особенно часто ей украшали капители гипсовых колонн, потолочные розетки, элементы гипсовых куполов, плинтуса, картуши. Это делалось, чтобы подчеркнуть тонкость отделки и привлечь внимание к величию пространства.

Золоченый декор пользовался популярностью и в России. До сих пор он поражает своей красотой посетителей музеев Санкт-Петербурга и Москвы. В нашей стране лепнина с позолотой никогда не теряла популярности. Благосклонно относятся к ней и в Азии. Азиатские страны – настоящая «цитадель золота». Там им покрывают все, включая разнообразные лепные элементы.

За что старые мастера ценили золотую отделку

Издревле ценится способность золота гармонично сочетаться с другими отделочными материалами. Благородный металл прекрасно смотрится рядом с посеребрёнными или окрашенными элементами. Считается, что золото придает классическому интерьеру женственность, а серебро олицетворяет мужественность и силу. Поэтому серебрение и позолоту часто сочетают между собой, уравнивая мужское и женское начало.

История процесса золочения

Фото: источник

Еще одна причина широкого применения этого благородного металла – долговечность. Сусальное золото в чистом виде – долговечный металл, не темнеющий и не окисляющийся. Поэтому украшенная им лепнина даже спустя века выглядит, как новая.

Мастеров привлекает способность благородного металла хорошо растягиваться и раскатываться в тончайшие плетки. При этом украшение выглядит, как золотое.

Как лепнину покрывают сусальным золотом

Существует два основных варианта золочения листом, отличающихся составом пластин, придающих гипсу золотистую окраску и блеск:

  • Сусальным золотом – лепной декор обрабатывают специальным составом, закупоривающим поры. Для его изготовления используют кожный или рыбий клей, смешанный с водными белилами. Поверхность многократно покрывают клеем и шлифуют, пока не получится абсолютно гладкий слой. Затем на его поверхность накладывают глину для позолоты, тоже смешанную с клеем. И только после ее высыхания выкладывают тончайшие золотые пластинки или полоски, сразу же прилипающие к гипсу.
  • Поталью – вместо золота используются пластинки из сплавов жёлтого или серебристого цвета. Их цвет может быть разным – от светло-лимонного до красновато-медного. Такое разнообразие оттенков позволяет подобрать нужный вариант декорирования лепнины. Из-за различных примесей в составе поталь может менять цвет и темнеть, поэтому после полного высыхания грунта ее покрывают шеллаком.

В последнее время листовые методы уступают по популярности покрытию золотистыми красками на основе акрила. Перед их нанесением гипс грунтуют, закрывая поры, а затем окрашивают акриловой эмалью с золотыми частицами. Это самый простой и бюджетный метод. Многие мастера выбирают именно этот вариант, поскольку краской можно наносить тончайшие штрихи, что очень сложно сделать сусальным золотом или поталью.

Золочение используется не только при изготовлении лепнины, но и при ее реставрации. Гипсовые элементы со временем теряют внешний вид, желтеют, портятся, темнеют. Иногда просто хочется поменять дизайн украшений. В таких случаях нужно обратиться к мастеру, занимающемуся гипсом, чтобы он покрыл декор золотом. После этого лепные изделия будут выглядеть как новые.

Поскольку покраска намного дешевле лепнины и наносится гораздо проще, традиционная листовая техника постепенно уйдёт в прошлое. Возможно, скоро традиционную позолоченную лепнину можно будет увидеть только в музее или на стенах старинных зданий.

источник обложки


вернуться к списку статей

Темы

Последние статьи

Лепнина из гипса от ГессоСтар по приемлемым ценам! Ближайшие станции метро: Панфиловская, Октябрьское Поле, Сокол. Студия находится около поселка художников, в районе Сокол г. Москвы
Адрес: улица Панфилова, 4к1,
Москва,
125080
Россия.
Тел: +7 (495) 749-96-96